а спокойствие полностью
неконцептуальным. Оно утверждает, что состояние прозрения
прекращается, когда развивается медитация на пристальную
внимательность. Поэтому прозрение всегда должно оставаться
присоединенным к различающему интеллекту. Эти утверждения
делали бы невозможным соединение спокойствие и прозрения и
отрицали бы сходство между неконцептуальным воспричтием и
прозрением. Это большое заблуждение.
Как же тогда выполнять практику? На стадии спокойствия
медитируют в основном на пристальную внимательность согласно
методам, заложенным в девяти стадиях установления ума. Даже
здесь должен применяться анализ, как только стабилизировано
спокойное равновесие.
Первая Bhavanakrama утверждает:
Когда преобладает тишина ума применяй обширный анализ ко всем
психофизиологическим агрегатам и элементам [своего потока
бытия].
Есть много аналитических методов, рекомендованных для
практики на стадии спокойствия. Это размышление о безобразии
(как противоядие похоти), о любви против ненависти и о законе
взаимозависимого действия против невежества. Подобным образом,
исследование с помощью трех-четырех методов преобладает в
медитации прозрения. Прозрение не теряется, когда когда
анализирующий интеллект наконец успокаивается; таким образом,
не остается и следа двойственности. Это успокоение
аналитического интеллекта есть стадия чистого прозрения, на
которой требуется медитация на пристальную внимательность.
Kasyapaparivarta-sutra говорит:
Огонь, образованный при трении двух кусков дерева,
Затем поглощает оба куска;
Подобным образом, распознание дуализма вызывает мудрость,
Которая затем разрушает два [дуалистических понятия].
Madhyamakavatara объясняет:
Человеческие индивидуальности связаны дуалистическими
концепциями;
Йогины, преодолевшие дуализм, достигают освобождения.
Плод совершенного анализа
Есть отмена разделения.
Так провозглашают мудрые.
Как только достигнуты объединенные спокойствие и прозрение,
главное медитативное усилие должно быть направлено на
пристальную внимательность с возвращением временами к
аналитическому исследованию;. Авторитетное объяснение будет
процитировано ниже. Для обычных искателей рекомендуются
следующие методы. Медитируй на спокойствие, будучи поглощен
внутренним отвлечением из-за избыточного анализа; медитируй на
прозрение, будучи поглощен депрессией из-за избыточной
медитации на пристальную внимательность и спокойствие;
медитируй на равновесие без усилий, гармонизировав спокойствие
и прозрение.
Первая Bhavanakrama утверждает:
Леность, если она не устранена, полностью поглотит ум,
превращая его в темное царство, лишенное прозрения. В тот
момент, когда ум впадает в лень, он должен быть прояснен. В это
время интеллект приобретает большую чувствительность через
медитацию, полную прозрения; из-за этого ум становится очень
беспокойным. Его восприятие истинной реальности становится
неустойчивым, подобно масляной лампе, мерцающей на ветру. Такой
ум неспособен к восприятию внутренней реальности. Средство для
последнего есть медитация на спокойствие. По мере того как
спокойствие стабилизирутеся, нужно возобновить медитацию на
распознающую мудрость.
Когда медитирующий гармонично слил спокойствие и прозрение, он
должен сохранять это без чрезмерного усилия столько времени,
сколько могут выдержать тело и ум. Когда спокойствие и
прозрение объединены, ум должен утвердиться в
сконцентрированном равновесии, вместо того чтобы чередовать его
с исследованием.
Samdhinirimocana-sutra поясняет:
Майтрейя: На какой стадии имеет место слияние спокойствия,
прозрения и их гармоничного союза?
Будда: Это имеет место, когда ум установлен в однонаправленной
концентрации.
Майтрейя: Что есть однонаправленный ум?