Такпо Таши Намгьял

Махамудра

образом, как бы 'направляя взгляд' внутрь или

наружу. Для определения природы ума применяется медитативный

анализ. Исследование касается структуры, светоносности, основы,

опоры, тождественности и образа действий. Анализ начинается со

структуры ума с целью выяснить, имеет ли он определенную форму,

типа круглой или квадратной, или форму почвы, камня, скалы, или

человеческого существа, или особого животного. Затем

исследование перемещается к другим процессам с целью выяснить,

имеет ли ум какой-либо цвет: черный, белый, красный и т.д., а

также имеет ли он врожденную основу или опору, какое-либо

внешнее качество подобно чувствующему существу, материальный

объект или даже определенную основу внутри собственного тела.

Если ум кажется опирающимся на чье-то тело, медитирующий должен

исследовать, опирается ли он на определенную часть или долю

тела между головой и пятками, либо пронизывает все тело. Если

ум кажется опирающимся на все тело, медитирующий должен точно

выяснитьгде он располагается, внутри, снаружи или на

объединяющую их обоих область. Если ум кажется опирающимся на

объединенную область, медитирующий должен исследовать, как ум

проектируется на форму или любые объекты.

При определении исконного тождества ума или его проявлений

медитирующий должен исследовать, может ли ум быть отождествлен

с с пустотой или с бесформенностью пустоты. Для определения,

имеет ли ум определенный способ проявления, медитирующий

исследует, может ли ум быть отождествлен с ясностью или с

формой ясности. Если ум кажется состоянием пустоты,

медитирующий должен исследовать, есть ли это несуществующая

пустота или пустота подобная пространству. Если ум кажется

светимостью, медитирующий должен исследовать, есть ли это

светимость подобная излучению солнца, свету луны или пламени

лампы, либо это врожденная светимость без света и цвета. Итак,

медитирующий должен исследовать ум многими путями. Определенное

понимание или уверенность относительно безграничной реальности

ума не могут быть достигнуты просто через знание или

интеллектуальное понимание без всестороннего исследования.

Поэтому медитирующий должен тщательно исследовать с тем же

упорством, как инквизитор давит кость камнем!

Придя через такое исследование к заключению, что ни

внутренние, ни внешние аспекты вещей не составлены из какой-то

сущностной субстанции, далее он медитирует на спокойный ум в

едином состоянии ясности и пустотности. Тот, кто не осознал

истинную природу ума, а лишь ощущал установленное спокойствие,

должен с сильной верой и благоговением обратиться к гуру с

созерцательной молитвой. Если в рассмотренной медитации он

ощутил ясность ума [неразличающего сознания], он должен

исследовать все вещи через их образ существования. Делая так,

он обнаружит полную утрату себя, будучи неспособным описать

[сознание внутренней реальности] через форму или цвет, основу

или опору, тождество или способ проявления; он ощутит в

некотором роде полное внутреннее познание, которое является

глубочайшим ясным сознанием. Такая ясность не обладает ни

светимостью, ни цветом, а, подобно внутренней пустотности,

лишена любой тождественности. Это остается ощутимым

переживанием, когда присутствует осознанность. Когда

осознанность нарушается, сознание сразу оставляет ум,

возвращаясь обратно на обычный уровень. Такая стадия указывает,

что соответствующее переживание проявилось. В это время, ни на

момент не теряя осознанности, медитирующий концентрируется на

сознании, которое самопознающе, но не отождествимо. Затем, не

теряя осознанности, он исследует состояние с распознающим

интеллектом. Исследование нельзя проводить, если уму

позволяется отклоняться, как в случае обычного мышления.

Сараха комментирует:

О, ты должен искать внутри признаки внутренней реальности.

Не сумев внимательно наблюдать за умом

И отклонившись из-за этого,

Ты