ведущие к греховным деяниям, так что
окончательно скатываешься в низшие области'. По поводу
умеренности в пище просветленный учитель Васубандху сказал, что
когда кто-то ест умеренно, он обуславливает доброе отношение
своего благодетеля. Следует также поддерживать сострадательные
мысли служения чувствующим существам и выращивания
микроскопических организмов в своем теле.
[Пятый принцип] касатется того, как следует стремиться
посвятить себя медитации на рассвете и в сумерки. Посвященный
должен стараться медитировать с осознанностью и бдительностью в
течение не только большей части дня, но и двух третей ночи, то
есть на рассвете и в сумерки. Dho Dhupa (prajnaparamita-
samcayagatha) упоминает стремление к медитации:
Стремление не приводит к уменьшению добродетелей.
Оно позволяет открыть сокровище победоносного Будды,
Бесконечное осознание.
Suhrllekha поясняет в том же духе:
О учитель мудрости, медитируй на мантры
В течение большей части дня, на рассвете и в сумерки.
Не расточая ночной отдых,
Ты должен созерцать, пока не заснешь.
Если поинтересоваться, подразумевают ли [предыдущие]
высказывания определенный способ ночного отдыха, следует
отметить четыре его аспекта. (1) Что касается положения тела,
следует в течение средней из трех четвертей ночи лежать в
расслабленной позе льва на правом боку, причем левая нога
располагается на правой. Было установлено, что по своей природе
эта поза не будет приводить ни к физической инертности, ни к
глубокому сну, а помогает поддерживать осознание даже во время
сна и предохраняет от беспокоящих снов и совершения любых
греховных поступков. (2) 'Осознание' сохраняет сознательный
образ дневного созерцания вплоть до засыпания. Это будет
поднимать медитирующего к добродетельному состоянию даже во
время сна. (3) Бдительнсть позволяет уму мгновенно обнаружить
любые нечистые мысли с целью устранить их. Это защитит от
[неудобства во] сне и иллюзий в сновидениях. (4) Желая
пробудиться, медитирующий должен решить в встать вовремя
следующим утром и практиковать медитацию. Он ложится спать в
разумное время с целью улучшить свое физическое состояние, так
как правильный отдых питает производящие элементы тела. Во
время сна он должен визуализировать диск света и фокусироваться
на нем. Это воспрепятствует тьме застилать ум, сделает сон
легким, позволит проснуться вовремя и сделает его энергичным в
утренней медитации.
КАК ПРОВОДИТЬ МЕДИТАЦИИ
Вообще говоря, необходимы два или три сеанса медитации в
день; большинство предпочитает четыре сеанса. Последнее есть
традиция данного порядка медитации. Медитирующим необходимо
проводить четыре сеанса: на рассвете, утром, во второй половине
дня и в сумерках. Каждый сеанс состоит из трех частей:
предварительной, основной и завершающей. Что качается
предварительной практики, медитирующий может установить алтарь
со священными изображениями, если они у него есть, и принести
жертвенные дары, не загрязненные нечистыми побуждениями. Сидя
на удобной подушке он приводит тело и ум в гармоничное
состояние. Затем он должен отбросить все чувственные желания и
дискурсивные мысли. Пока эти внешние мысли не усмирены, их
присутствие будет оказывать неблагоприятное действие на
основное созерцание. Медитирующий должен начать с
просветленного устремления, поскольку оно превращает каждый
аспект практики в творческий процесс, который будет вызывать
просветление.
Что касается реальной практики [медитации], следует
регулярно медитировать на непостоянство и другие принципы,
установленные выше. Знакомясь на этой стадии с системой и
порядком медитации формально или абстрактно, затем медитируют с
осознанностью и бдительностью правильным образом. Выполняя это,
следует решить никогда не увлекаться отклоняющими
визуализациями, например начиная с части одной медитационной