Такпо Таши Намгьял

Махамудра

ведущие к греховным деяниям, так что

окончательно скатываешься в низшие области'. По поводу

умеренности в пище просветленный учитель Васубандху сказал, что

когда кто-то ест умеренно, он обуславливает доброе отношение

своего благодетеля. Следует также поддерживать сострадательные

мысли служения чувствующим существам и выращивания

микроскопических организмов в своем теле.

[Пятый принцип] касатется того, как следует стремиться

посвятить себя медитации на рассвете и в сумерки. Посвященный

должен стараться медитировать с осознанностью и бдительностью в

течение не только большей части дня, но и двух третей ночи, то

есть на рассвете и в сумерки. Dho Dhupa (prajnaparamita-

samcayagatha) упоминает стремление к медитации:

Стремление не приводит к уменьшению добродетелей.

Оно позволяет открыть сокровище победоносного Будды,

Бесконечное осознание.

Suhrllekha поясняет в том же духе:

О учитель мудрости, медитируй на мантры

В течение большей части дня, на рассвете и в сумерки.

Не расточая ночной отдых,

Ты должен созерцать, пока не заснешь.

Если поинтересоваться, подразумевают ли [предыдущие]

высказывания определенный способ ночного отдыха, следует

отметить четыре его аспекта. (1) Что касается положения тела,

следует в течение средней из трех четвертей ночи лежать в

расслабленной позе льва на правом боку, причем левая нога

располагается на правой. Было установлено, что по своей природе

эта поза не будет приводить ни к физической инертности, ни к

глубокому сну, а помогает поддерживать осознание даже во время

сна и предохраняет от беспокоящих снов и совершения любых

греховных поступков. (2) 'Осознание' сохраняет сознательный

образ дневного созерцания вплоть до засыпания. Это будет

поднимать медитирующего к добродетельному состоянию даже во

время сна. (3) Бдительнсть позволяет уму мгновенно обнаружить

любые нечистые мысли с целью устранить их. Это защитит от

[неудобства во] сне и иллюзий в сновидениях. (4) Желая

пробудиться, медитирующий должен решить в встать вовремя

следующим утром и практиковать медитацию. Он ложится спать в

разумное время с целью улучшить свое физическое состояние, так

как правильный отдых питает производящие элементы тела. Во

время сна он должен визуализировать диск света и фокусироваться

на нем. Это воспрепятствует тьме застилать ум, сделает сон

легким, позволит проснуться вовремя и сделает его энергичным в

утренней медитации.


КАК ПРОВОДИТЬ МЕДИТАЦИИ

Вообще говоря, необходимы два или три сеанса медитации в

день; большинство предпочитает четыре сеанса. Последнее есть

традиция данного порядка медитации. Медитирующим необходимо

проводить четыре сеанса: на рассвете, утром, во второй половине

дня и в сумерках. Каждый сеанс состоит из трех частей:

предварительной, основной и завершающей. Что качается

предварительной практики, медитирующий может установить алтарь

со священными изображениями, если они у него есть, и принести

жертвенные дары, не загрязненные нечистыми побуждениями. Сидя

на удобной подушке он приводит тело и ум в гармоничное

состояние. Затем он должен отбросить все чувственные желания и

дискурсивные мысли. Пока эти внешние мысли не усмирены, их

присутствие будет оказывать неблагоприятное действие на

основное созерцание. Медитирующий должен начать с

просветленного устремления, поскольку оно превращает каждый

аспект практики в творческий процесс, который будет вызывать

просветление.

Что касается реальной практики [медитации], следует

регулярно медитировать на непостоянство и другие принципы,

установленные выше. Знакомясь на этой стадии с системой и

порядком медитации формально или абстрактно, затем медитируют с

осознанностью и бдительностью правильным образом. Выполняя это,

следует решить никогда не увлекаться отклоняющими

визуализациями, например начиная с части одной медитационной

системы