даже [устремленным] архатам. Со стороны этого критика весьма
неспрведливо приравнивать это состояние к причине животного
существования. Если под утверждением 'деградируя в слушающих в
трансе погружения' он подразумвает глубокое погружение,
реализованное архатами вообще и невозвращающимися архатами в
частности, он никоим образом не может приравнять его к причине
животного существования, поскольку оно необходимо должно
содержать прозрение бессамостности личности. Еще более трудно
заключить, что 'глупый, медитирующий на [махамудру], причину
транса поглощения' обязательно глуп, как хочет уверить нас
критик. Своим аргументом критик вступает в противоречие с
утверждением третьего Bhavanakrama, что медитрующий, не
реализовавший четвертого созерцательного спокойствия, никак не
может достичь транса погружения архата. Если под этим термином
он подразумевает 'архата', фигурирующего в некоторых популярных
анекдотах, то это не больше, чем обычная словесная история.
Итак, этот термин не означает и не может означать архата в
истинном смысле. Из тщательного изучения этого вопроса следует,
что критик лишь выразил самого себя.
Нкоторые критковали метод Кагьюпа для указаний по медитации
махамудры, используя следующий отрывок:
В наше время некоторые [медитирующие] отождествляют опыт
махамудры
С кратковременным состоянием неразличения,
Которое возникает силой веры в их гуру.
Этот [опыт] может быть либо действием препятствующих сил,
Либо результатом соединения психофизиологических энергий и
элементов.
Выдвигать такое возражение - полная бессмыслица. Это
означало бы предполагать, что благословления их гуру и действия
препятствующих сил идентичны. Такой в высшей степени
несправедлив. Как объяснено выше, любое неразличающее
состояние, лишенное прозрения, не считается медитацией
махамудры. Также огромное преувеличение говорить, что
медитативное состояние, возникшее от соединения энергий и
элементов в человеческом теле, означает, что все методы
поднятия осознания направлением и поглощением ментальной
энергии в вагус центральной неравной системы неправильны. И
наконец, подразумевается, что они отвергают медитацию
махамудры, которую они уже приняли.
НЕДОСТАТКИ ЧАСТИЧНОЙ МЕДИТАЦИИ
Есть некоторые, признающие медитацию махамудры, как ум, который
безмятежно установлен в неразличающем состоянии, кристаллизуя
свою врожденную ясность. Это ни что большее, чем погружение в
спокойствие, омраченное потоком мысле, а не медитация
махамудры. Кроме сокровенного ощущения ясности и пустотности,
здесь не хватает прозрения с осознанием определенности. Если
различающие мысли естественно успокоены, осознание
кристаллизует свою присущую ясность и с определенностью
распознает свое неопределимое переживание. Такая медитация
может рассматриваться как медитация начинающего. Поскольку
такое неразличающее состояние по-видимому зависит от подавления
мыслей или явлений, не есть вполне медитация на необусловленное
естественное осознание. Следовательно, самим этим методом
трудно достичь распознания после погружения.
Некоторые [медитирующие] подавляют или контролируют каждую
возникающую мысль или явление с целью установить ум в
соединенном состоянии ясности и неразличения. Другие полагают,
что необходимо сохранять живую осознанность с целью установить
ум в состоянии ясности и пустотности. Такие медитации могут
рассматриваться как [правильные] медитации для начинающих, если
они подкрепляются неуклонной осознанностью или осознанием
внутренней природы ума, который исследуется так же, как кость,
разрушаемая камнем. Многим начинающим не удается прояснить свои
сомнения и предположения относительно сущностной природы мыслей
или явлений. Следовательно, мысли или явления могут привести к
возникновению помех. Все они представляют собой фрагментарный