Такпо Таши Намгьял

Махамудра

/>

даже [устремленным] архатам. Со стороны этого критика весьма

неспрведливо приравнивать это состояние к причине животного

существования. Если под утверждением 'деградируя в слушающих в

трансе погружения' он подразумвает глубокое погружение,

реализованное архатами вообще и невозвращающимися архатами в

частности, он никоим образом не может приравнять его к причине

животного существования, поскольку оно необходимо должно

содержать прозрение бессамостности личности. Еще более трудно

заключить, что 'глупый, медитирующий на [махамудру], причину

транса поглощения' обязательно глуп, как хочет уверить нас

критик. Своим аргументом критик вступает в противоречие с

утверждением третьего Bhavanakrama, что медитрующий, не

реализовавший четвертого созерцательного спокойствия, никак не

может достичь транса погружения архата. Если под этим термином

он подразумевает 'архата', фигурирующего в некоторых популярных

анекдотах, то это не больше, чем обычная словесная история.

Итак, этот термин не означает и не может означать архата в

истинном смысле. Из тщательного изучения этого вопроса следует,

что критик лишь выразил самого себя.

Нкоторые критковали метод Кагьюпа для указаний по медитации

махамудры, используя следующий отрывок:

В наше время некоторые [медитирующие] отождествляют опыт

махамудры

С кратковременным состоянием неразличения,

Которое возникает силой веры в их гуру.

Этот [опыт] может быть либо действием препятствующих сил,

Либо результатом соединения психофизиологических энергий и

элементов.

Выдвигать такое возражение - полная бессмыслица. Это

означало бы предполагать, что благословления их гуру и действия

препятствующих сил идентичны. Такой в высшей степени

несправедлив. Как объяснено выше, любое неразличающее

состояние, лишенное прозрения, не считается медитацией

махамудры. Также огромное преувеличение говорить, что

медитативное состояние, возникшее от соединения энергий и

элементов в человеческом теле, означает, что все методы

поднятия осознания направлением и поглощением ментальной

энергии в вагус центральной неравной системы неправильны. И

наконец, подразумевается, что они отвергают медитацию

махамудры, которую они уже приняли.


НЕДОСТАТКИ ЧАСТИЧНОЙ МЕДИТАЦИИ

Есть некоторые, признающие медитацию махамудры, как ум, который

безмятежно установлен в неразличающем состоянии, кристаллизуя

свою врожденную ясность. Это ни что большее, чем погружение в

спокойствие, омраченное потоком мысле, а не медитация

махамудры. Кроме сокровенного ощущения ясности и пустотности,

здесь не хватает прозрения с осознанием определенности. Если

различающие мысли естественно успокоены, осознание

кристаллизует свою присущую ясность и с определенностью

распознает свое неопределимое переживание. Такая медитация

может рассматриваться как медитация начинающего. Поскольку

такое неразличающее состояние по-видимому зависит от подавления

мыслей или явлений, не есть вполне медитация на необусловленное

естественное осознание. Следовательно, самим этим методом

трудно достичь распознания после погружения.

Некоторые [медитирующие] подавляют или контролируют каждую

возникающую мысль или явление с целью установить ум в

соединенном состоянии ясности и неразличения. Другие полагают,

что необходимо сохранять живую осознанность с целью установить

ум в состоянии ясности и пустотности. Такие медитации могут

рассматриваться как [правильные] медитации для начинающих, если

они подкрепляются неуклонной осознанностью или осознанием

внутренней природы ума, который исследуется так же, как кость,

разрушаемая камнем. Многим начинающим не удается прояснить свои

сомнения и предположения относительно сущностной природы мыслей

или явлений. Следовательно, мысли или явления могут привести к

возникновению помех. Все они представляют собой фрагментарный

опыт, обусловленный неспособностью медитирующего