раскрыть
естественно освобожденный ум и перенапряжением.
Однако, будучи выполняем умело, этот вид медитации будет
непрерывно прогрессировать по направлению к мастерству.
Постепенно возникающие мысли и явления будут естественно
успокаиваться, так что в конце концов медитирующий уничтожит
сомнения и предположения о них. Еще вначале некоторые могут
испытывать ясные и отчетливые проявления ума. Если они не
смогут достичь более глубокого ощущения бесконечной природы
этих мыслей, наиболее вероятно, что медитирующему будет трудно
сохрнанить созерцание и поэтому он может испытать беспокойство
от практики. в любом случае медитирующий должен распознать и
определить природу трех видов возникновения, именно,
возникновения неразличающего состояния, различения и явлений.
Если [руководя своими учениками учитель] отождествляет
[сущностную природу разума] с неразличающим состоянием, многие
медитирующие могут истолковать это как образец для своей
медитации на все времена. Это сильно ограничит медитрующих и
поэтому не является хорошим методом. Что наиболее важно, так
это иметь внутреннее ощущение понимания тождества возникающих
мыслей и явлений.
КАК РАЗЛИЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПУТИ [ПРОСВЕТЛЕНИЯ]
ДОСТИГАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ЙОГИ
Я не нашел пояснений ни Гампопы, ни его племянника [Гомцюла]
о приспособлении различных оснований и стадий реализации,
установленных в писаниях колесниц логического определения [т.е.
Хинаяны и Махаяны] к четырем йогам махамудры. Однако великий
святой Шанг, который был учеником Дже Гомцюла, поясняет
следующим образом:
Великая печать достигается за один шаг.
Ее деление на основания и пути -
Обман и невежество.
Однако, чтобы только воодушевить сердца запутавшихся,
Я разделю ее на основания и пути,
Приспосабливая ее к системе логического определения.
Великая печать [махамудра] есть сама сущность реальности и
всеобъемлющий путь [чикчо]. Поскольку сущность реальности
недифференцирума, ее разделение на основания и пути не может
быть приемлемым с запредельной точки зрения. Комментарий к
Madhymakavatara говорит об этом так:
Потому что это есть внутренняя природа сознания и потому что
это не может быть разделено с точки зрения ее сущности.
И продолжает:
Точно так же как никакой мастер не может ни увидеть, ни описать
путь птицы по бесследному небу, никто не может ни описать, ни
услышать [объяснения] оснований, на которые ступали сыновья
победоносного Будды.
Sphutartha подтверждает это:
Благодаря прямому восприятию того, что неотделимо от
бесконечной природы реальности, не существует разделения путей
на пути прозрения и истинной медитации. Поэтому отдельный путь
медитации не может быть описан.
Однако считается, что духовное основание и путь колесницы
логического определения должен быть приспособлен к четырем
стадиям йоги, только лишь для пользы тех невежд, которые могли
бы желать узнать, как определить свои медитативные достижения
через духовные основы и пути.
Drelpa Donsal (Sphutartha) поясняет:
Ясное просветление реализации
Есть радостное основание, путь прозрения;;
Совершенное господство реализованного состояния одного привкуса
Есть путь истинной медитации.
Так как последний не требует медитации,
Он есть запредельный путь.
Как явно сказано в этой цитате, первое основание, путь
прозрения, есть просветление недвойственного сознания и его
внутренней пустотности. Расширение этого прозрения есть
истинный путь медитации, который включает основания от второго
до десятого уровня. Йога немедитации описывается как
запредельный путь и основание буддовости. Таким образом, она не
содержит явной ссылки к йоге неразличения. Я мог бы
представить, что это состояние можно рассмотреть как
[свермирской] путь прозрения и первое основание. Итак,
подразумевается, что однонаправленная йога сдвигается к