2. Действительные стадии этой медитации
3. Как эта медитация согласуется с исходным объяснением
4. Как установить природу ума
Какие из писаний имеют дело с этим предметом?
Можно желать узнать, какие из писаний имеют дело с
медитпцией на видение реальности, которое возникает из
прозрения и способно разрешить сомнения и предположения. Такое
видение достигается после установления того, что все вещи лишь
сотворены умом и даже внутренняя природа ума лишена истинной
сущности. Sutralankara иллюстрирует это так:
Пойми, что ничего кроме ума не существует.
Знай, что сам ум нереален.
Умный, познавший нереальность обоих,
Утверждается в пространстве недвойственной реальности.
Bodhicittavivarana разъясняет:
Установив однажды чистый идеализм,
Благословленные искатели отклоняют реальность самого ума.
Для представителей школы Единственного Сознания
Все различные явления суть проявления ума.
Какова собственная природа ума?
Это разъясняется здесь.
'Все вещи - ни что иное как продукт ума'.
Так сказал Высший Мудрец,
Чтобы защитить искателей с детским умом, которые иначе могли бы
ужаснуться,
Хотя это утверждение и не истинно.
Все концептуально обозначенная, зависимая обусловленность
И установленная реальность только пуста.
Такова единственная сущность безграничной реальности,
Которая должна быть определена через свой свой собственный ум.
Для тех, кто наслаждается в Великой Колеснице
Реальность совершенно одинакова и не имеет сущности,
Поскольку ум с самого начала есть невозникающее.
Так это было подытожено Буддой.
Первая Bhavanakrama уточняет:
...Итак, размышляют, что три плана феноменального существования
суть лишь продукт ума, и затем постигают, что все обозначенное
концептуально имеет только ментальное происхождение. Если
исследуешь каждый аспект ума, проанализируешь внутреннюю
природу всех явлений. При таком рассмотрении можно исследовать
далее следующим образом. Разум как таковой не может быть
реальным с точки зрения запредельной истины. Как ум может быть
реальным, когда он цепляется за образы, которые есть в сущности
ложные чувственные формы и т.д., проявляющиеся внешне в
разнообразных явлениях? Как чувственные формы и т.д. ложны, так
и ум ложен, поскольку он ничуть не отличатся от них. Чувства,
возникающие в различных формах, лишены как одной, так и многих
сущностей. Реальность ума не отличается от чувств; он также
лишен как одной, так и многих сущностей. По этим причинам ум по
своей природе похож на самом деле на волшебную сцену. Подобно
уму, все явления по своей внутренней природе также похожи на
волшебную сцену.
Подобные разъяснения можно найти в других трактатах по
стадиям медитации.
Действительные стадии этой медитации
Во время ранней медитации на погружение в спокойствие
доминировало установление ума в неразличающем погружении.
Здесь, в этой медитации на прозрение, доминирующим фактором
должен быть анализ ума через распознающую мудрость.
Установлением ума в нерассеянном спокойствии усиливают качество
ясности ума, а затем исследуют это состояние. Здесь метод
определения исконной сущности ума подобен традиции сутр для
определения бессамостности личности. При медитации на прозрение
на этой стадии положение тела должно быть таким же, как указано
выше. Что касается взгляда, следует держать глаза широко
открытыми, наблюдая со вниманием и смотря прямо вперед, как
указано Сарахой:
О поисках чистого сознания по ту сторону медитации
Также сказано: 'Медитирование с открытыми глазами
Превосходит все другие методы медитации'.
Он также говорит:
Медитирующие брахманической традиции смотрят вверх,
Спокойные шраваки смотрят вниз,
А [мистики] направляют взгляд 'ваджрных глаз' прямо вперед.
Медитирующий должен вначале установить свой ум в спокойном
равновесии, которое является как ясным, так и неразличающим.
Дальше он должен отчетливо сфокусировать ум на нем самом