Такпо Таши Намгьял

Махамудра

не увидишь саму внутреннюю природу ума!

Bhavanakrama заключает:

Итак, когда ум прочно установлен в спокойствии, нужно

исследовать его распознающим интеллектом, так что возникнет

ощущение чистого сознания.


Как эта медитация согласуется с исходным объяснением

Последователи этого способа медитации описывают ее как

открытие ума. Некоторые [критики] утверждают, что открывать

нечего, поскольку разум не состоит из какой-либо субстанции.

Искать чего-то несуществующего - тщетное упражнение. Таким

утверждением они обнаруживают свое невежество относительно

жизненной важности запредельной реальности. По поводу термина

'открытие ума' Ratnakuta утверждает:

Итак, нужно полностью исследовать ум.

Tsugna Rinpochey Dho (Ratnacudapariprccha-sutra)

подтверждвет:

Нужно выполнить полное исследование ума.

Sumchu Tsasumpai Liu (Trayastrimsat-parivarta) добавляет:

Ученый должен исследовать внутреннюю природу ума.

В своем исследовании он ощущает ум и его внутреннюю природу,

Поскольку нет врожденной сущности ни в исследуемом уме,

Ни в самом искателе.

В писаниях имеется много подобных отрывков. Исследование ума

через созерцательный анализ, даже несмотря на то, что [ум] не

составлен из какой-либо субстанции, служит цели постижения

того, что ум пуст по своей природной сущности. Bhavanakrama

Phapkpa цитирует Konchoktrin (Arya-ratnamegha):

Если медитирующие на пустоте проанализируют каждую димкурсивную

мысль и каждое радостое созерцательное состояние, они осознают,

что все есть пустота [свободно от сущности]. Если они будут

искать сущность исследующего ума, они осознают, что он также

есть пустота. Осознав это, они поднимутся к сокровенной

чистоте, свободной от признаков [двойственности].

Касаясь исследования или проверки ума,

Dharmadhatuprakrtyasabheda в Ratnakuta утверждает:

[Постигший монах сказал:] О, почтенные, исследуйте свой ум,

чтобы установить, тождествен ли он обозначаемому как голубое,

желтое, красное, белое, каштановое, либо какому-либо оттенку

кристалла, или он чист, загрязнен, вечен, непостоянен,

материален, или нематериален.

Они [общество монахов] ответили: О, почтенный, ум бесформен, не

может быть показан или проявлен, неосязаем, не имеет основы и

невидим.

Тогда постигший монах сказал: О, почтенные, если ум бесформен,

не может быть показан или проявлен, неосязаем, не имеет основы

и невидим, можно ли представить, что он пребывает внутри,

снаружи или посередине?

Монахи ответили: Нет, господин, это не так.

Постигший монах сказал: Почтенные, если ум бесформен, не может

быть показан или проявлен, неосязаем, не имеет основы и

невидим, то нечего наблюдать внутри, снаружи или посередине.

Предполагаете ли вы, что он не развивался как совершенная

реальность?

Они ответили: Нет, господин, это не так.

Ratnakuta говорит:

Исследование ума следует проводить так: Что есть жаждущий ум,

ненавидящий ум или невежественный ум? Возник ли ум в прошлом,

возникает ли он в настоящем или будет возникать в будущем?

Очень хорошо, ты можешь созерцать тот факт, что прошлый ум

прекратил существовать, будущий ум еще только должен

возникнуть, а настоящий ум не имеет длительности. О, Осунг

(Кашьяпа), ум нельзя воспринимать как пребывающий внутри,

снаружи или даже посередине. О, Осунг, по поводу ума нечего

исследовать, нечего демонстрировать, нечего обосновывать,

нечему появляться и нет никакой видимой формы.

Далее, Будда объясняет в Ratnakuta

О, Осунг, ума не найти через полное исследование.

Нераскрываемое не может быть постигнуто. Непостижимое не

возникает ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем. То, что

не есть ни прошлое, ни будущее, ни настоящее - за пределами

трех периодов времени. Превосходящее

три периода времени не может быть истолковано как существующее

или несуществующее.

Ratnakuta-sutra утверждает:

Ищущий ум не может найти