Такпо Таши Намгьял

Махамудра

раскрыть

естественно освобожденный ум и перенапряжением.

Однако, будучи выполняем умело, этот вид медитации будет

непрерывно прогрессировать по направлению к мастерству.

Постепенно возникающие мысли и явления будут естественно

успокаиваться, так что в конце концов медитирующий уничтожит

сомнения и предположения о них. Еще вначале некоторые могут

испытывать ясные и отчетливые проявления ума. Если они не

смогут достичь более глубокого ощущения бесконечной природы

этих мыслей, наиболее вероятно, что медитирующему будет трудно

сохрнанить созерцание и поэтому он может испытать беспокойство

от практики. в любом случае медитирующий должен распознать и

определить природу трех видов возникновения, именно,

возникновения неразличающего состояния, различения и явлений.

Если [руководя своими учениками учитель] отождествляет

[сущностную природу разума] с неразличающим состоянием, многие

медитирующие могут истолковать это как образец для своей

медитации на все времена. Это сильно ограничит медитрующих и

поэтому не является хорошим методом. Что наиболее важно, так

это иметь внутреннее ощущение понимания тождества возникающих

мыслей и явлений.


КАК РАЗЛИЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПУТИ [ПРОСВЕТЛЕНИЯ]

ДОСТИГАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ЧЕТЫРЕ ЙОГИ

Я не нашел пояснений ни Гампопы, ни его племянника [Гомцюла]

о приспособлении различных оснований и стадий реализации,

установленных в писаниях колесниц логического определения [т.е.

Хинаяны и Махаяны] к четырем йогам махамудры. Однако великий

святой Шанг, который был учеником Дже Гомцюла, поясняет

следующим образом:

Великая печать достигается за один шаг.

Ее деление на основания и пути -

Обман и невежество.

Однако, чтобы только воодушевить сердца запутавшихся,

Я разделю ее на основания и пути,

Приспосабливая ее к системе логического определения.

Великая печать [махамудра] есть сама сущность реальности и

всеобъемлющий путь [чикчо]. Поскольку сущность реальности

недифференцирума, ее разделение на основания и пути не может

быть приемлемым с запредельной точки зрения. Комментарий к

Madhymakavatara говорит об этом так:

Потому что это есть внутренняя природа сознания и потому что

это не может быть разделено с точки зрения ее сущности.

И продолжает:

Точно так же как никакой мастер не может ни увидеть, ни описать

путь птицы по бесследному небу, никто не может ни описать, ни

услышать [объяснения] оснований, на которые ступали сыновья

победоносного Будды.

Sphutartha подтверждает это:

Благодаря прямому восприятию того, что неотделимо от

бесконечной природы реальности, не существует разделения путей

на пути прозрения и истинной медитации. Поэтому отдельный путь

медитации не может быть описан.

Однако считается, что духовное основание и путь колесницы

логического определения должен быть приспособлен к четырем

стадиям йоги, только лишь для пользы тех невежд, которые могли

бы желать узнать, как определить свои медитативные достижения

через духовные основы и пути.

Drelpa Donsal (Sphutartha) поясняет:

Ясное просветление реализации

Есть радостное основание, путь прозрения;;

Совершенное господство реализованного состояния одного привкуса

Есть путь истинной медитации.

Так как последний не требует медитации,

Он есть запредельный путь.

Как явно сказано в этой цитате, первое основание, путь

прозрения, есть просветление недвойственного сознания и его

внутренней пустотности. Расширение этого прозрения есть

истинный путь медитации, который включает основания от второго

до десятого уровня. Йога немедитации описывается как

запредельный путь и основание буддовости. Таким образом, она не

содержит явной ссылки к йоге неразличения. Я мог бы

представить, что это состояние можно рассмотреть как

[свермирской] путь прозрения и первое основание. Итак,

подразумевается, что однонаправленная йога сдвигается к

[мирскому] пути правильного