мысли, возникающие от различных причин,
чувственных или других. Следуя этому пути, медитирующий
достигнет уровня, где не возникает бурных или тонких мыслей, а
если они все же возникают, то естественно успокаиваются. Это
состояние подобно рекам, соединяющимся с океаном, как дочери
воссоединяются со своей матерью. Возникающие мысли и ощущения
гармонизируются с ростом осознанности и бдительности как один
цвет (вкус). Такое спокойное состояние не может быть возмущено
волнами мыслей.
В этом частном случае говорится о трех различных стадиях
установленного ума. Согласно сутрам, есть девять уровней [или
частей] в спокойной медитации. На превом уровне медитирующий
стремится реализовать (1) зафиксированную внимательность,
удаляя внутреннее и фокусируясь на образе объекта. Аналогично,
(2) продолженная внимательность достигается увеличением
длительнсти установленного, неотклоняющегося ума. (3)
Стабильная внимательность достигается приведением
отклонившегося ума в это состояние. (4) Очищенная
внимательность достигается повторным удалением и
чувствительностью. (5) Тренированный ум достигается усилением
медитации через оценку преимуществ, возникающего от спокойного
погружения. (6) Успокоенное состояние достигается устранением
отвлечений. (7) Полностью успокоенное состояние достигается
устранением таких недостатков, как вожделение и другие страсти.
(8) Однонаправленная концентрация достигается через управление
спокойным погружением с сознательным усилием. (9) Спокойная
уравновешенность достигается управлением однонаправленной
концентрацией, что позволяет войти в спокойную уравновешенность
без усилий и естественно. Sutralamkara комментирует значение
этого:
Сфокусируй ум на образе объекта;
Поддерживай без отклонений поток осознанности.
Шесть форм сил, требуемых для спокойствия, суть: (1)
слушание учений и инструкций дхармы по спокойному погружению
производит интеллектуальную силу; (2) практика дхармы
производит силу исследования; (3) управление неуклонной
осознанностью производит силу осознанности; (4) распознание
вялости или потока мыслей производит силу бдительности; (5)
стремление к погружению в спокойствие производит силу
стремления и (6) совершенное приспособление к созерцательному
процессу производит силу мастерства.
Четыре качества, требуемые для мастерства спокойствия, суть
(1) усердное напряжение в медитации, которое обеспечивает
начальный однонаправленный толчок с целью достичь погружения в
спокойствие; (2) непрерывное усилие, которое может применяться
всякий раз, когда концентрация прерывается леностью или потоком
мыслей; (3) непрестанное применение [а не усилие], необходимое
для продолжения концентрации, когда она не прерывается леностью
или потоком мыслей и (4) спонтанное применение, которое
достигается, когда наконец спокойствие обретается без усилий.
Эти качества разъяснены ранее.
С сильным толчком, происходящим из увереннности и стремления
к спокойному погружению, осознанности и бдительности, усердное
стремление через уровни с первого по шестой приведет к
реализации седьмого и восьмого уровня соответственно. Это, в
свою очередь, приведет к девятому уровню где спокойное
погружение возникает без усилий и естественно. Обладая
совершенным мастерством спокойного погружения, медитирующий
начинает медитацию просто возобновляя свою решимость и
осознанность. Тогда он будет достигать во время всех
последующих сеансов полного погружения, не нуждаясь в
непрерывной осознанности и бдительности. Такое достижение можно
сравнить с искусством грамотности. Начинающий должен всегда
стремиться к совершенному чтению или пению через неослабные
осознанность и бдительность. Приобретя умение, он ведет себя
без усилий и естественно, просто вступая в действие, поскольку