любовь, а любовь - есть наказанье? А цинизм - в религии
попа? Идущие на закланье овцы тоже безмятежно блеют, как
равнодушно внемлет наш народ явленью будущей беды. Крадущийся
переворот сознанья кверху дном, как лодка килем. 'У попа', не у
вора! Безумье, что ли правит миром? Или может все разумно, а я
сошел с ума? Скажите, в чем тут дело, господа?
Скажите, для чего бог дает человеку жизнь? Для цинизма и
убийств под пеленой любви? Если бог набрасывает духовную
тупость на людей, как занавес или как повязку на глаза
приговоренному, какой знак он указывает нам?
Безумный Поэт затих и смиренно опустился на пол.
- Убить попа мало. - В задумчивости решил Убийца и недобро
покосился на Священнослужителя, отчего тот невольно сжался.
- Фольклорный навет. - Кисло объяснил он.
- Перестаньте валять ваньку! - возмутился Материалист и
швырнул тряпку в сторону истца. - Утрите свой нос!
У нас что? Уже нет вопросов поважнее? Чем разбираться с
детской чепухой! Вот ведь беда какая! Какой-то блохоед сожрал
кусок говядины и человек наказал вора! И поделом! Вы что, -
Поэту - издеваетесь над Великим Синклитом?
- О, Господи! - Выдохнул Убийца, тут же став Вором.
Поднялся над столом и приставил кулак к физиономии
Материалиста. Отчего та уменьшилась в размере. - Не сравнивайте
Вора с собакой!
Философ жестом их остановил.
- Капля отражает океан. Но вот в чем вопрос: какие балки
несут конструкцию жизни, обуславливающие ее процессы?
Вдумайтесь в рассказанное здесь. Как сплелись духовность и
любовь, голод с жаждой жизни, а между ними - преступление с
наказанием.
Итак, в чем смысл. Какой смысл в религии, в стремлении к
благополучию, в преступлении. И смысл любви. И жив ли бог. И
есть ли знак беды. В чем смысл жизни человека вообще? От чего и
для чего все есть?
- Я знаю! - заявил Идиот. - От того, что было, - для того,
чтоб жило!
- Давайте всмотримся в духовность и в прагматический
материализм. - Продолжал Философ. - И определим, что они собой
представляют, чем схожи, чем различны, что делают они вместе. В
абстракции мы их не определим, попробуем в проекции конкретных
вопросов. Например, в проекции создания людей. Предоставим
слово Схимнику. Говорите, монах.
Оратор поднялся и, глядя в пространство, словно в вечную
книгу, провозгласил:
- Бог создал людей для владения землей, для заполнения
приплодом своим ее. Для того, чтобы они любили бога, любили
друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви
божией. Трудиться не требовалось по божьему замыслу. Всего бог
дал в достатке.
- Стало быть для того, чтобы они любили бога? - стал
уточнять неприятный Идиот. - Ему, вечному, вдруг однажды стало
одиноко и скучно? Почему вдруг? Что стряслось непосредственно
до момента начала сотворения мира? Ведь что-то должно было
случиться! А может быть так? Чего это я все один, да один? -
вдруг хлопнул он себя по лбу.
- Я не знаю. - сдался монах.
- Это я Идиот, - не унимался Идиот, - это не ответ для
представителя разума. Но тогда пусть монах скажет, чтоб нам
понять намерение бога, какой любви искал он? Что ему надо было
получить от человека? Неужели удовлетворения тщеславия от
всемогущества своего? Недостойным, кажется, для всесильного
учреждение зерцала самого себя для цели самолюбования! Да
любования благодатью своей, подаренной людям! Которой, кстати,
они и не просили. И которой позже пренебрегли. Был бы понятен
порыв бога, если б кто его обидел. Но он один и неизменяемый.
Так объясни: что есть любовь по замыслу бога? Только не говори
бессмыслицу, что это чувство сердечной привязанности. Бог
сердцем не наделен, но он - любовь. И зачем она? То есть - он.
- Послушайте! - воскликнул Поэт, - а может, любовь - это
просьба, вопль мольбы ответить чем-то на страданье, чтобы унять
ее любви объектом? Ну, как лекарством боль? И бог - это вопль?