но невдалеке от земли. Человек может к нему попасть.
Там живут русалки, самодивы, орисницы. По утрам его будит
первая звезда на небосклоне. Ангелы выпускают жаворонков из рук
своих.
Сколько нравственных сказок родила, взлелеяла эта религия!
Сколько поколений воспитала собой! Христианство добрых сказок
не имеет. В сказках славян все имеет смысловую нагрузку не о
победе, а об утверждении добра. А под добром понимается не
некое блаженство, а созидательность гармонии. Не состояние, а
действо. Добро не свершается. Оно есть. И только
восстанавливается, если пострадало.
Здесь нет безысходности смерти. Души могут отправится в
рай, но могут превратиться в легкокрылых птиц или явиться
шелестом листьев, низвержением дождя, теплым ветром или другими
явлениями природы. Могут помочь в хозяйских вопросах. Даже
подурачиться. Могут просто переселяться. Грешники не
направляются в ад. Они помещаются, например, в червячков, чтоб
в минуту раскаяния превратиться в чудесных бабочек. И
постепенно от этапа к этапу снова смогут принять образ людей.
Воздух и дух у них одно и тоже. Это позволяет говорить об
одухотворенности пространства. Пространство - дух, наполненный
материей.
Я думаю, что искусство обязано своим появлением
несовершенству официальной религии. Для заполнения духовного
вакуума, образованного ею. Для предоставления людям того, что
просит душа, не найдя желаемого в религии.
Исскуство - это реликтовая религия.
Религия славян в этом смысле была самой полноценной. Она
слагалась славянами для славян и была гораздо старше
православной. Не пора ли к ней вернуться?
Философ ответил пространно.
- Вы, Поэт, недавно отказали в осмысленности символа
креста, как знака победы Христа над смертью.
Нужно ли доказывать, что человечество всегда балансировало
в неустойчивом положении между двумя крайностями, сражающимися
за человека. Это или крайняя духовность - или крайний
материализм. Во все времена, когда нарушалось равновесие,
объявлялся некий герой или гений, который невероятными
усилиями, иногда ценою жизни спасал человечество от скатывания
в пропасть однозначности.
Если внимательно просмотреть нравственную ситуацию в
Израиле во времена жизни Иисуса Христа, то можно вполне
объективно отметить падение уровня духа. Нравственная база
стала принимать эфемерные очертания. Региону грозили бунты и
распад. Психологическая истерия или шизофрения общества.
Гвоздями, что прошили тело Иисуса на кресте, общество, не
понимая того, совершило акт пронзания себя, только уже
исходящим от Христа. Опаленная кровью яркая позиция,
всколыхнувшая почти увядших людей, пронзила их, разбудила, и
тем спасла от нависавших катаклизмов. В данном случае Иисус
своей смертью одержал победу над смертью народа Израиля.
Израиль и должен перед глазами держать этот крест. Молиться на
него или нет - его дело.
Закатившиеся цивилизации, надо полагать, не сумели
предостеречься от этих двух крайностей. Рим, Крит впали в
материализм. Остров Пасхи и инки - в идолопоклонство. Им был
предопределен психический слом и самоубийственный исход.
Да, это подвиг. Достойный уважения каждым. И не только
уважать пристойно каждому, но и постоянно держать его в душе,
как предохраняющий талисман от собственного падения в ту же
пропасть.
Но вот любопытный вопрос. То, что было необходимостью для
Израиля, стало ли благом для России? Насильственное внедрение
христианства оправдало себя? В угоду политического замысла на
плаху была положена самобытная ее душа. Честолюбивый и жестокий
князь Владимир, подстроивший брату смерть, чтоб занять киевский
престол, в конце многочисленных войн привез из Византии новую
жену и новую религию. Как мне кажется, для того, чтобы хоть в
ней найти место своей измученной виной душе. Виновный перед