внимание на одной из чакр. Выполняя упражнение, не переутомляйтесь.
Концентрация на переносице, где располагается третий глаз (или аджна-ча.кра), успокаивает и контролирует ум и способствует сосредоточенности. Через некоторое время в этом состоянии вы сможете увидеть свет («открытие третьего глаза»).
Концентрация на кончике носа (иашкапрадришти) обостряет ум и повышает степень сосредоточения.
Если, трудно сосредоточиться на одной из чакр или начинает болеть голова, то переключите внимание на другую чакру или на внешний предмет (голубое небо, солнечный свет, эфир и т. д.).
4. МЕДИТАЦИЯ
Глубокая концентрация на абстрактных идеях называется медитацией. Это процесс глубокого размышления, приводящий к специфическим изменениям состояния сознания. В восточной традиции обычно использовалась классическая «поза лотоса» (пад-масана) или ее модификации. Вот одна из рекомендаций школы Чань: «Когда вы впервые начинаете практиковать сидячую медитацию (цзо-чань) и созерцать свое сознание (кань-синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места. Сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной и ослабьте пояс. Расслабьте туловище и конечности. Промассажируйте себя 7-8 раз. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания вы обретете нашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую. Когда ваше тело и сознание будут гармонизированы, лух тоже станет спокойным».
Важно, что релаксация в этом процессе не должна трансформироваться в вялость. Медитативная практика идет через сосредоточение сознания, лишенного каких-либо образов, в одной течке. Таким образом достигается «опустошение» сознания, иными словами, состояние сознания, лишенное любых образов восприятия.
Советский специалист по чань-буддизму Н. В. Абаев считает, что «сосредоточенность (В дзен-буддизме — Авт.) сознания вовсе не означала, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. На следующей стадии медитирующий должен выработать в себе способность к несознательной концентрации внимания, когда сознание свободно движется от одного объекта к другому... не задерживаясь ни на одном... и вместе с тем отражает его с максимальной адекватностью, когда медитирующий в состоянии сосредоточиться на объекте без всякого напряжения и осознанного стремления сделать это».
Таким образом, медитацию можно представить как действие в широком смысле этого слова — психическом или физическом — без попыток одновременно контролировать это действие