а его интеллектуальные способности по-
вышаются.
Обучение магии тела (IV)
Упражнения первой ступени должны уже стать у Вас привычкой.
По возможности необходимо углублять и усиливать упражнения вто-
рой ступени. Нужно иметь способность точно соблюдать любую ас-
кезу, которую Вы наметили для себя, не борясь с искушениями и не
подчиняясь им. Нужной позой необходимо уже владеть настолько, что-
бы выдерживать позу асана часами, не чувствуя ни малейшего неудоб-
ства, напряжения или затекания мышц. Необходимо усиливать, уг-
лублять и расширять силу излучения, она должна быть более дина-
мичной, что достигается воображением, силой представления и более
углубленной медитацией. Магу необходимо научиться практически
применять силу излучения для любой ситуации и любого случая. Он
должен достичь того, чтобы любое его желание, которое он перено-
сит на силу излучения, тотчас же реализовывалось. Тем самым он
сможет оказывать помощь страждущим людям в случаях заболева-
ния и в несчастьях, что в любом случае принесет ему благословение.
Перейдем теперь к следующей также малоизвестной главе, кото-
рая касается положений тела, жестикуляций, положения пальцев, на-
званной в общем виде ритуалами. Основной принцип ритуалов со-
стоит в том, чтобы подтвердить какую-то идею, какой-то ход мысли
внешним способом проявления, или наоборот — какую-то идею или
какой-то ход мысли вызвать определенным жестом или действием,
выражаясь герметически — эвоцировать. Такой принцип лежит в ос-
нове всей магии ритуалов. Этим сказано, что не каждую идею (и не
каждое существо) можно выразить внешним действием, но можно свя-
зать опредленным заданием. То, что не имеет и не получает своего
особого наименования, своего символа или внешнего знака, не имеет
и значения. На этом изначальном тезисе основаны все магические
процессы и ритуалы, всякая религиозная система имеет с древнейших
{109}
времен свои особые культовые действия. Различие состоит только
в том, что подавляющей массе людей было доступно только немногое
из этого, основное же держалось в строжайшей тайне и предназнача-
лось только священникам, облеченным высоким саном, и посвящен-
ным. Каждый ритуал имеет свою особую цель, которой он служит,
неважно, идет ли речь о тибетских ламах или о положении пальцев
священников Бали, о культовых действиях на Востоке или о ритуаль-
ных заклинаниях магов. Синтез остается тем же самым. В юридичес-
кой практике в качестве подтверждения истинности свидетельских по-
казаний клятвенно поднятая рука с тремя пальцами также рассматри-
вается как магический жест. С христианской точки зрения три
поднятых пальца символизируют триединство — Троицу. Любая из
многочисленных лож и сект имеет свои собственные ритуалы. Напри-
мер, ложи свободных каменщиков связаны с определенными знаком,
словом и жестом. Можно много говорить на эту тему и с историчес-
кой точки зрения. Но для практикующего мага, а также для магичес-
кого обучения такие знания были абсолютно бесполезными.
На истинного мага никакого влияния не оказывает то, если он, на-
пример, прочитает в различных книгах, как маг очерчивает свой ма-
гический круг, символ которого он рассматривает как беспредель-
ность, божество и неприкосновенность, и для защиты переносит в него
своих гениев и ангелов или как лама рисует свою мандалу и в своих
ритуалах ставит своих татагатов в качестве Божеств-хранителей. Он
не нуждается в таких чужеродных наставлениях, ему известно, что они
выполняют функцию только связки идеи и опоры памяти для духа.
На этой на четвертой ступени маг учится искусству создания своих
собственных ритуалов, культовых действий, жестов и положений паль-
цев. Все это зависит от его индивидуальности и способности к вос-
приятию. Так некоторые маги самыми примитивными ритуалами до-
биваются большего, чем философский спекулянт самыми изощренны-
ми культовыми действиями. Здесь нельзя наметить какую-то четкую
директиву, ученик должен действовать интуитивно и любую идею,
любой ход мыслей, а также то, что он желает осуществить, должен
уметь выражать привычным для себя жестом, положением пальцев или
ритуалом. Конечно, жест благословения он не станет выражать сжа-
тым, как для нападения, кулаком. В зависимости от положения и си-
туации, в которой он находится, он создаст свой неприметный риту-
ал, которым он мог пользоваться бы тайно, никем не наблюдаемый.
Есть маги, которые с помощью положений пальцев в кармане пиджака
{110}
или пальто могут совершать магические действия в обществе.