тело, воспринимает его и движет им и что все действия он
совершает при посредстве этих двух оболочек, то Вы можете сделать
следующий шаг в своем развитии.
Любой человек совершает либо осознанные, либо полуосознанные,
либо почти не осознанные действия, которые импульсивно внушают-
ся ему извне и которым он почти не придает значения. Следующее
упражнение учит его осознанно совершать поначалу небольшие, а за-
тем большие действия, и Вы должны стремиться к тому, чтобы про-
длять длительность осознанного действия. Под словом «осознанно»
не подразумевается, что мыслями или своим вниманием Вы прикова-
ны к делу, в деле Вы присутствуете своим воображением и чувством
того, что дух совершает это действие с помощью души и грубомате-
риального тела. Если я, например, выхожу на улицу, то я не думаю
о том, что я иду, а о том, что идет мой дух и движет астральные, а так-
же грубоматериальные ноги. То же самое происходит и с руками, и
с остальными частями тела. Если Вы хотя бы десять минут выполнять
действие таким образом, то значит, что Вы в совершенстве овладели
этим упражнением. Чем дольше Вы выдержите это состояние без при-
ступов головокружения, не чувствуя усталости, нарушений равнове-
сия, тем лучше. Поэтому начинать нужно с несложных действий не-
большой длительности и увеличивать их продолжительность, пока не
привыкнете к этой установке и в любое время сможете увеличить дли-
тельность действия.
Это упражнение очень важно, так как оно дает возможность уче-
нику, как духовно, так и астрально привести действие в соединение
с грубоматериальным телом, в зависимости от того, работает он с мен-
тальным или астральным телом. Такое действие носит название ма-
гического действия. Теперь ученику станет понятно, почему магичес-
кие ритуалы у непосвященных и не обученных магии людей не имеют
успеха, так как такие люди не обладают способностью магически
{134}
исполнить ритуал, то есть они не подготовлены и не настроены на то,
чтобы ментально и астрально работать в сочетании с грубоматери-
альной субстанцией.
Если, например, магнетизер-целитель положит руки на пациента
или начнет магнетические поглаживания пациента, но при этом одно-
временно не заставляет излучаться свою как духовную, так и астраль-
ную руку и не представляет при этом, что духовная сила должна про-
свечивать дух, астральная сила — астральное тело, а грубоматери-
альная сила — грубоматериальное тело пациента, а также влиять на
них, то такой магнетизер достигнет только частичных успехов, так
как пациент состоит из всех трех составных частей: это тело, душа и
дух. Для мага само собой разумеется, что ментальное тело может вли-
ять только на ментальную сферу или на дух, астральное тело — толь-
ко на астральную сферу, то есть на душу, а грубоматериальное тело —
только на материальный мир. Этот закон требует уважения. Вслед-
ствие этого необходимо, чтобы маг научился как духовной, так и ду-
шевной установке и выполнял действия либо как дух, либо в тесной
связи с душой. Если он осознал это достаточно хорошо, научился это-
му и прекрасно владеет такой практикой, то может двигаться дальше
в своем развитии.
Следующей задачей является обучение магии чувств. Для начала.
очень важное предварительное упражнение: как в предыдущем упраж-
нении, так и в этом Вы убедитесь в том, что не Ваш грубоматериальный
глаз все замечает, а Ваш дух, который воспринимает все при помощи
астральных и грубоматериальных (физических) глаз. Медитируйте об
этом так часто, как только возможно. Вам нужно сконцентрироваться
минимум на пять минут на том, что дух видит и воспринимает через
Ваши телесные глаза. Частым повторением этого эксперимента Вы и
здесь сможете добиться успеха. Если Вам удался эсперимент с глаза-
ми, переходите к ушам, делая установку на то, что звуковые волны
улавливает не Ваше телесное ухо, а уши Вашего духа, которые вос-
принимают все при помощи астральных и грубоматериальных ушей.
Если Вы и здесь добьетесь таких же успехов, как и с глазами, перейди-
те к эксперименту с чувством, представляя себе, что дух чувствует при
помощи астрального тела, а оно при помощи грубоматериального тела
чувствует предметы, холод, тепло и гак далее. Усердно упражняйтесь
в этом, пока у Вас не будет получаться это упражнение так же, как
упражнения с глазами, ушами и пока Вы не овладеете всеми этими
навыками. Если Вы хотите получить в этой области очень сильное
{135}
развитие, можете проводить эксперименты еще с двумя органами
чувств — обонянием и вкусом. Но самое