черные маги. Достаточно вспомнить толь-
ко о тех невинных жертвах прошлого, которые закончили свою жизнь
по вине инквизиции. Для всего человечества это своего рода преиму-
щество, что с течением времени люди все меньше верят в нравствен-
ные законы. При этом произошло, правда, то, что, не пересмотрев
высших законов, «выплеснули с водой и ребенка».
Магу сейчас станет ясно, почему с самого начала практической час-
ти этого произведения такое большое значение придавалось интрос-
пекции, контролю мыслей и овладению мыслями. Если бы маг не овла-
дел своими мыслями, то неосознанно он мог бы создать себе лярв, кото-
рые рано или поздно стали бы для него сущим наказанием.
Ниже я опишу еще одну группу сущностей ментальной сферы,
а именно: призраки. Различие между лярвой и призраком состоит
в том, что лярва вследствие повторного возбуждения совершенно нео-
сознанно принимает в ментальной сфере форму, соответствующую
мотиву переживания, в то время как призрак получает определенную
форму, вытекающую из фантазии человека. Так же, как и лярва, при-
зрак усиливается, оживляется и уплотняется повторным вызыванием
{143}
образа, причем усиливается настолько, что оказывает свое влияние
не только на ментальную или астральную сферу, но и на грубомате-
риальный уровень. Я поясню эту тему на двух примерах.
Очень ярким примером может служить так называемая «мания пре-
следования», которую мне хотелось продемонстрировать в отноше-
нии призраков с двух сторон. Есть люди, которые с рождения облада-
ют мрачным взглядом или демоническими чертами лица и которые
вследствие этого имеют вид черного мага, не имея ни малейшего
представления о духовной науке или магии. Легко возбудимой, легко
внушаемой натуре достаточно встретиться с таким человеком в дело-
вом общении или в другой обстановке, как эта впечатлительная нату-
ра тут же почувствует сильную антипатию к своему собеседнику.
Может случиться и так, что этот тип, совершенно неосознанно, пове-
дет себя в этот день несколько странно. Первой мыслью этой впечат-
лительной натуры будет та, что она имеет дело с черным магом. По
какой-то причине она не будет хорошо настроена к этому человеку и
этим сделает первый шаг к самовнушению. Спустя какое-то время нашу
впечатлительную натуру будут омрачать маленькие неприятности бы-
тового плана. Причины этих неприятностей, как правило, не выясня-
ются, а просто приписываются действиям этого типа. Теперь уже вни-
мание обостряется, а образ этого типа становится все отчетливее. Его
взгляд становится все более зловещим, он является во сне, его образ
все более оживляется, иногда уже появляется и днем, и, наконец, уже
наступает чувство, что он следует по пятам. С помощью живого вооб-
ражения удается настолько уплотнить образ, что он становится види-
мым и другим восприимчивым людям. Натура в нашем опыте пони-
мает, что ее преследуют, пророчит себе все, даже самое плохое, при-
чем она постоянно видит перед собой тот же образ, ищет помощи,
молится и предпринимает все возможное, чтобы только избавиться
от этого наваждения, чтобы отогнать его от себя; испытывает нервный
стресс, возможно, сходит с ума и заканчивает жизнь самоубийством
или в клинике для душевнобольных. Призрак выполнил свою задачу.
Как велик должен быть страх, если такой призрак на ментальном уров-
не должен убедиться, что он совершил удачное магическое самоубий-
ство. И какое горькое разочарование! Наш тип, конечно, нисколько
не подозревает о том, что случилось, что он, собственно стал сред-
ством для достижения цели. Его лицо, поведение были только фор-
мой, шаблоном, по которым лицо из нашего опыта создало уничто-
жающее ее существо, призрак, и пал его жертвой. Такие и подобные
{144}
печальные случаи случаются у нас на глазах гораздо чаще, чем нам
кажется; у одних это происходит быстрее и неожиданнее, у других —
медленнее, как бы исподволь и более коварно. Если же сказать пре-
следуемому человеку правду, он ни за что в это не поверит, потому
что призрак самым изощренным способом заботится о том, чтобы не
выпустить свою жертву. Если божественное провидение отдаст это пре-
следуемое существо в руки истинного мага, Посвященного, который
сможет разгадать коварные проделки призрака, то перед Посвящен-
ным будет стоять трудная задача убедить жертву, направить человека
в иное русло и дать иной ход ее мыслям. Иногда, особенно в тех слу-
чаях, когда жертва находится в полной власти у призрака, Посвящен-
ному для того, чтобы восстановить равновесие, необходимо действо-
вать