– думать, что ты становишься лучше от одной лишь мысли, что быть лицемером – плохо.
Путь ведет поверх этого: к действию и пониманию, в которых не будет места лицемерию и пребудет честность, а не нечто, к чему стремится человек'.
ГОРДЫНЯ
Не похваляйся, что избавился от гордыни, ибо ее труднее заметить, чем след муравья на черном камне в темную ночь.
И не думай, что ее легко выявить, ибо легче иголкой добыть гору угля из недр земли.
ИНТЕЛЛЕКТ
Довольно похваляться интеллектом и ученостью, ибо здесь интеллект – препятствие, а ученость – глупость.
ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ?
Роза ушла из сада, что будем делать с шипами?
Шаха нет в городе, что будем делать с его двором?
Благовидность – это клетка, красота и благо – птица;
Когда птица улетела, что будем делать с клеткой?
ГОСУДАРСТВО
Справедливость и честность, а не религия или атеизм
Необходимы для защиты Государства.
САМАЯ ТЯЖКАЯ ВОЛНА
В присутствии Ануширвана Справедливого мудрецы обсуждали,
Какая волна самая тяжкая в этой бездне печали.
Один сказал, что это болезнь и страдание.
Другой назвал старость и бедность.
Третий сказал, что это – приближение смерти, прекращающей все беды.
И в конце концов все согласились с ним.
ХАКИМ САНАИ
Учитель Санаи жил в XI–XII веках и отмечен как первый афганский учитель, использовавший в суфизме тему любви. Руми признавал его одним из источников своего вдохновения.
Религиозные фанатики пытались заклеймить его как отступника от ислама, но не преуспели в этом. Примечательно, что с тех пор духовные наследники этих ограниченных деятелей духовенства постоянно использовали его слова для подкрепления своих собственных притязаний. Когда суфийская терминология и структура речи усвоились религиозными поборниками настолько, что различие между суфиями и этими носителями поверхностных знаний стерлось, фанатики не раз весьма знакомым образом выдвигали утверждение, что Санаи вовсе не был суфием. Причина этого в том, что его мысли не легко согласовывались с сугубой религиозностью.
'Огражденный Сад Истины', одна из величайших работ Санаи, построена таким образом, что многие места допускают несколько толкований. При этом происходит сдвиг в восприятии, подобный изменению фокуса при рассматривании какого-либо предмета. Если при толковании этой книги применять один смысловой ряд, перед читателем открывается очень интересно построенный учебный материал, почти строгая система.
Санаи известен также своим 'Собранием Птиц', внешне являющимся аллегорией поиска человеком высшего просветления. Его 'Песни Дервишей' представляют собой суфийский опыт, выраженный языком лирики.
СПЯЩИЙ
Пока человечество остается лишь мертвым грузом в
этом мире,
Сонное, его так и будет бросать из стороны в сторону,
как утлую лодку.
Что могут увидеть они в спячке?
Какая реальная награда или наказание возможны во сне?
ЗАПЕЧАТАННАЯ КНИГА
Развитие человека – развитие того, кому дана запечатанная книга, написанная до его рождения. Он носит ее внутри себя до самой 'смерти'. Пока человек подвержен течению Времени, он не знает содержания этой запечатанной книги.
УРОВНИ ИСТИНЫ
То, что кажется истиной, есть словесное искажение объективной истины.
СРЕДСТВА И ЦЕЛЬ
'Ба!' и 'Ого!' – эти восклицания не нужны более, когда познающие действительно обретают знание.
ДИТЯ
Человек не замечает, что подобен младенцу на руках у няньки. Иногда он радуется, иногда печален, в зависимости от того, что с ним происходит. Нянька иногда бранит ребенка, иногда тешит его. Иногда она шлепает его, иногда – разделяет его печаль. Поверхностный человек, случайный прохожий, может думать, что нянька невнимательна к ребенку. Откуда ему знать, что именно так она и должна себя вести?
КАК И ПОЧЕМУ
Корень истины превыше рассуждений 'как?' и 'почему?'
СЛЕДУЙ ПУТИ
Не говори о своей сердечной боли – ибо Он говорит.
Не ищи Его – ибо Он ищет.
Он чувствует даже поступь муравья;
Движение