на милость, вы так заинтересованы в моем благополучии? Улитки улитками, а люди людьми.
– Наверное, это происходит оттого, что если один человек видит больше в отношении другого человека, он хочет помочь ему достичь больших высот.
– Бредовая идея, – проворчала улитка и уползла под камень, подальше от Фатимы.
Фатима оставила пруд и его обитателей и отправилась дальше в лес в поисках других собеседников. Ей очень хотелось применить свои знания с пользой. Ведь у нее их было намного больше, чем у остальных обитателей леса. Она бы, например, могла предупредить птицу, чтобы та позаботилась о запасах пищи на зиму. Или чтобы гнездилась вблизи теплой хижины, где ей не угрожала бы случайная гибель от холода и голода. Но по пути ей не попалось ни одной птицы.
Вместо этого она вышла к хижине углежога. Седой старик сидел перед домом и отжигал уголь, чтобы отвезти его на рынок.
Фатима была очень рада увидеть человека, единственного, кого она встретила после того, как умерли родители. Она подбежала к дому и рассказала все свои приключения.
– Не стоит так переживать, дитя мое, – ласково сказал старец, – человек также должен научиться еще многому такому, что жизненно важно для его будущего.
– Учиться? – переспросила Фатима. – Скажи на милость, мне-то зачем учиться? Чего доброго, это еще изменит мой образ жизни и мышления.
И, подобно мухе, рыбе и улитке, она не захотела иметь дело с углежогом.
Фатима, дочь Вали, провела еще тридцать лет как муха, рыба и улитка, прежде чем вообще чему-то научилась.
МОИСЕЙ И ПАСТУХ
Это объяснение замечательного отрывка из труда Руми 'Месневи' взято из книги ходжи Фидаи из Карса 'Медитации на темы четверостиший нашего Учителя Джалалуддина Руми'.
В нем обращается внимание на различные уровни человеческого понимания; подчеркивается, что к человеку можно подойти только через круг доступных ему ассоциаций.
В обязанности каждого Учителя-суфия, помимо прочего, входит подготовка своих учеников к восприятию более высокого 'параллелизма'. Поэтому акцентирование одних только материальных преимуществ суфизма, в общепринятом условном пони-мании, считается в высшей степени неправильным. Поэтому Учителя никогда не выставляют суфизм в качестве целебного средства или лекарства от мирских невзгод в жизни человека.
Человек неспособен понять больше, чем позволяет его ум; и по этой причине совершенно верно сказано: 'Говори с человеком согласно его пониманию' (приписывается Мухаммаду). Как человек сможет понять, так он этим и воспользуется. Если человеку доступны лишь низкие понятия, он будет искать и получать удовольствие именно на этом уровне.
Сохранилось предание, что Моисей назвал простодушного пастуха богохульником, услышав, как тот предлагал причесать Богу волосы, выстирать Его платье и поцеловать Ему руку.
Бог, косвенно поучая Моисея на этом случае, предостерег его от подобных поступков, указав, что пастуху не доставало ни ума, ни опыта, чтобы понять, что Моисей имел в виду бестелесное божество. 'Таким образом ты прогнал этого человека с ближайшего места, какое он мог занимать по отношению ко Мне. Все люди делятся по уровням понимания: каждый поймет то, что ему доступно, и на том уровне, на котором это доступно ему'.
ШАПКА-НЕВИДИМКА
В стране, незримой для нас, но куда более реальной, чем наша реальность, жил мальчик по имени Касьян. Его старший брат, Янкас, был парень трудолюбивый и умный. Этот же Касьян не был ни трудолюбив, ни ленив. Он не был ни умен, ни глуп, но всегда с охотой брался за любое дело, исполняя его в меру своих сил.
Касьян и Янкас, которые не очень-то преуспевали в Невидимой Стране, решили вместе отправиться на поиски своего счастья. Однажды в полдень они покинули свой дом, и вскоре темнота разлучила их. О том, что случилось с Янкасом, мы вскоре узнаем. Касьян же повстречал трех мужчин, между которыми шел бурный спор о трех вещах, лежавших на земле. Они объяснили Касьяну, в чем было дело. Их отец умер и оставил им в наследство островерхую шапку – кулах, делающую человека невидимым, ковер-самолет и трость, которой нужно ударить ковер, чтобы он взлетел. Каждый из братьев претендовал на все три вещи, по крайней мере на право первого выбора. Каждый из них опирался на то, что он является старшим, средним или младшим сыном, и на этом основании утверждал свое превосходство.
'Все они недостойны таких вещей', – подумал Касьян, но предложил рассудить их спор.