Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

по существу, животным.

Если ты все еще говоришь: 'Я не смогу подчиниться

другому человеку', –

Ты по-прежнему негоден для Пути.

Но если ты говоришь: 'Я желаю подчиниться', –

но при этом твой дух в смятении, –

Путь закрыт для тебя, и ты погиб.

 

Зульфикар,

сын Джанги

  

 

РОДСТВО

 

Люди, схожие между собой, ощущают близость. Притяжение противоположностей – другое дело. Но поверхностный наблюдатель часто ошибается, принимая схожих людей за не имеющих ничего общего. Например: один алчет любви, другой алчет любить. Малоопытный и поверхностный мыслитель тотчас же возомнит и провозгласит их противоположностями. Но истина, разумеется, в обратном. Их роднит алчность. Они оба алчные люди.

Знаменитость и ее последователи иногда являют собой подобную картину. Один хочет выказывать внимание, другой – привлекать внимание. Оба они одержимы навязчивой мыслью о внимании, и, скованные этой цепью, летят словно 'голубь с голубем, ворон с вороном'.

Симаби

КУДА ОНО УШЛО

 

Я встретил дитя с огнем в руке.

– Откуда это пламя? – спросил я его.

Он дунул – и пламя погасло, а он произнес:

– А ну-ка, скажи мне, куда оно ушло?'

 

Хасан

из Басры

 

   

БОГАТСТВО

 

Ищи знание. Если ты впадешь в бедность, оно станет твоим богатством, если ты разбогатеешь, оно украсит тебя.

 

Аль-Зубайр,

сын Абу Бакра

'Я'

 

Знание не стоит на месте. Вначале это: 'Что есть я?'.

Затем: 'Я не знаю, что есть я'.

Затем между 'Очевидно, меня нет' и 'Я найду себя';

Затем между 'Я найду себя' и 'Я есмь',

Затем 'Я есть то, что мне известно о себе',

Затем 'Я есть'.

 

Абу Хасан аль-Шадхили

   

 

РАЗМЕННАЯ МОНЕТА

 

Если человек – нищий, для него разменная монета – уже целое состояние. Это ошибка. Чтобы подняться выше нищенствования, он должен подняться выше разменной монеты, даже если он использует ее в качестве средства. Но став конечной целью, она превратится в конец.

 

Ибн Икбал

 

ЧТО ЗАБОТИТСЯ О ВАС

 

Знание лучше богатства. О богатстве вам приходится заботиться, знание же заботится о вас.

 

Али

ГУБИТЕЛЬНОЕ

 

Три вещи в этой жизни губительны:

Злоба, Алчность, Самомнение.

 

Пророк

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ СУФИЯ:

(НЕСКОЛЬКО ТЕМ ДЛЯ МЕДИТАЦИЙ)

 

О СЛУЖЕНИИ

 

Служение есть исполнение долга без отвращения или наслаждения. Обладающий чувством долга не является ни подневольным рабом, ни искателем награды. Люди извлекают из исполнения долга то, что они способны извлечь. Если они перестанут придавать значение непосредственному удовольствию, получаемому от исполнения долга, так же как и непосредственному отвращению к нему, они обнаружат, что в служении заключено еще нечто, крайне полезное для них, а именно – утончающее их восприятие.

 

 

ОБ ИСКАНИИ

 

Искание Истины есть первая ступень к нахождению ее. После искания приходит осознание, что Истина ищет самого Ищущего. Третья ступень – та, на которой суфий учится у Пути, – наступает, когда учение достигает особой стадии, когда Ищущий осознает, что он получает знание в сфере за пределами 'искания' и 'нахождения' или 'встречного искания'.

 

 

ОБ УСИЛИИ

 

Усилие и работа имеют самые различные формы. Одна из причин необходимости в Руководителе заключается в том, что он знает, когда направлять усилие и работу ученика, а когда нет. Он также знает, какое именно усилие и какая работа предназначены каждой отдельной личности. Только невежда принимает любую работу за полезную или же считает, что чрезвычайное усилие в любой произвольный момент более ценно, чем даже самое малое усилие в нужный момент.

 

 

ОБ ИДОЛОПОКЛОНСТВЕ

 

'Идолопоклонство' – это сосредоточение внимания на каком-либо посреднике, будь то человек или предмет, с той стороны и в такой момент, когда этого делать не следует. Это значит принимать форму за содержание. Большинство государственных институтов, сознательно или нет, поощряют идолопоклонство. Именно по этой причине будущие суфии нуждаются в постоянном внимании со стороны наставника, который направляет их