Идрис Шах

Путь суфиев (Часть 1)

и он не покинул круг учеников.

Когда все они удалились, Учитель обратился к ученикам:

– Первый человек иллюстрирует собой принцип: 'Судя об основах, не уповай на зрение'. Второй – 'Судя о глубочайших предметах, не уповай на слух'. И третий – 'Не суди по словам или их отсутствию'.

На вопрос учеников, почему претендентам не было дано такое наставление, Учитель ответил:

– Я здесь для того, чтобы передавать высшее знание, а не учить тому, что люди с детских лет считают общеизвестным.

 

ЭТО НАПОМИНАЕТ МНЕ О...

 

Сухраварди передает:

'Я пошел повидать одного человека, и мы сели поговорить.

Мимо, тяжело ступая, проследовал верблюд, и я спросил собеседника:

– О чем это напоминает тебе?

Он ответил:

– О пище.

– Но ведь ты не араб; где же ты мог питаться верблюжьим мясом?

– О, дело совсем не в этом, – ответил человек. – Видишь ли, мне все напоминает о пище'.

   

 

ОРДЕН НАКШБАНДИЙА

 

Школа дервишей под названием Ходжахан ('Мастера') возникла в Центральной Азии и оказала очень сильное влияние на развитие индийских и турецких государств. Орден дал начало многочисленным обособленным школам, принявшим различные имена. Многие авторитеты считают эту школу самой древней из всех мистических 'цепей передачи'.

Ходжа Бахааддин Накшбанд является одним из величайших представителей этой школы. После него орден стали называть Цепью Накшбандийа 'Мастера Чеканки'.

Бахааддин прослужил семь лет как придворный, семь лет смотрел за животными и семь лет занимался строительством дорог. Он учился у почтенного Баба-Симаси, с именем которого связывают возврат к первоначальным принципам и практике суфизма. Только шейхи ордена Накшбандийа вправе посвящать учеников во все другие ордены дервишей.

Из-за того, что накшбанды никогда не носили отличительных одеяний, а их деятельность внешне никогда ничем не выделялась, ученым до сих пор не удалось воссоздать историю этого ордена, да и распознание его членов зачастую оказывалось затруднительным делом. Отчасти благодаря тому, что, следуя традиции, 'Мастера' в своей работе никогда не преступают социальные рамки окружающей культурной среды, члены ордена Накшбандийа получили на Среднем Востоке и в Центральной Азии репутацию благочестивых мусульман.

 

   

КАК ВОЗНИК ОРДЕН

 

Трое дервишей отправились в наидлиннейшее путешествие.

Когда они возвратились назад, люди спросили:

– Что больше всего помогло вам совершить ваше странствие, отыскать путь, перетерпеть лишения и удачно вернуться домой?

Первый ответил:

– Кошки и мыши: ибо наблюдение за их поведением научило меня тому, что покой и движение равнозначны.

Второй ответил:

– Пища: она научила меня терпению и пониманию.

Третий сказал:

– Упражнения: они научили меня, как быть активным и целостным.

Невежды из числа слушателей пытались рабски подражать данному совету. Но они потерпели неудачу от дервишей – если не по форме, то по существу.

Полуневежды решили: 'Не будем подражать буквально, но попробуем сочетать все эти принципы'.

И они потерпели неудачу. Но, по крайней мере, они отстали от дервишей, оставив их в покое, поскольку были уверены, что теперь овладели всеми тонкостями их учения.

Тогда дервиши сказали оставшимся:

– Теперь мы покажем вам, как тайны и самые обыкновенные явления этой жизни, при правильном их сочетании, делают возможным наидлиннейшее путешествие.

 

Это и есть Учение.

Так возник орден 'Мастеров'.

Так до сих пор ведут себя непосвященные и посвященные.

 

ТРИ ПОСЕЩЕНИЯ МУДРЕЦА

 

Бахааддина посетила группа ищущих.

Они нашли его во дворе, в окружении учеников, в самом разгаре буйной пирушки.

Некоторые из новопришедших заявили:

– Как отвратительно! Не так следует себя вести, и ничто не может служить оправданием.

Они попытались увещевать Учителя.

Другие сказали:

– Да ведь это прекрасно – мы предпочитаем именно такую форму учебы! – И изъявили желание принять в ней участие.

Третьи сказали:

– Мы несколько озадачены и хотим узнать больше о причинах такого загадочного поведения.

Остальные перешептывались:

– В этом, быть может, и есть капля мудрости, но нужно ли нам искать ее, неясно.

Учитель отослал их всех прочь.

И все люди,