– сказал Суфйан, – ибо когда вы слышите, что люди хорошо отзываются о ком-то, это верный признак того, что человек этот – лицемер, даже если сам он того не осознает. Если же человек не лицемер, то всегда найдется много таких, кто будет отзываться о нем плохо.
САУРИ О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
Великий Шибли посетил прославленного Саури. Учитель настолько ушел в самосозерцание, что ни один волосок на нем не шевелился.
Шибли спросил: 'Где научился ты такой неподвижности?'
Саури ответил: 'От кошки. Она наблюдала за мышиной норой с еще большим сосредоточением, чем то, что ты видел у меня'.
СТРАННОЕ ВОЛНЕНИЕ
Однажды во время религиозного собрания Сахл Абдулах пришел в состояние сильного волнения, проявившегося и физически.
Ибн Салим спросил:
– Что это за состояние?
Сахл ответил:
– Вы ошибаетесь, если полагаете, что это вошла в меня сила. Напротив, это было следствием моей слабости.
Один из присутствовавших заметил:
– Если это слабость, то что же такое сила?
– Сила, – ответил Сахл, – это когда нечто подобное входит в человека, а его ум и тело ничем этого не проявляют.
ОСЕЛ
Сахл, вместе с Ибрахимом, сыном Адама, отправился в путешествие и в пути заболел.
Он рассказывает, что Ибрахим продал все, что у него было, и истратил деньги на нужды больного друга. Однажды Сахл попросил о каком-то редком кушании, и Ибрахим продал своего осла, чтобы купить его.
Когда Сахл начал поправляться, он спросил Ибрахима:
– А где осел? На чем же я поеду?
– Я осел, – ответил Ибрахим и подставил плечи. И до конца путешествия он нес Сахла на себе.
ИБН-САЛИМ
Толпа народа собралась перед домом ибн-Салима. Они просили его произнести речь и обратились к нему со словами: 'Твои ученики ждут тебя'.
Он ответил: 'Это не мои ученики – но ученики моих слушателей. Мои ученики составляют меньшинство'.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Хаджи Бекташ назначил Нур ад-дина Шакмака своим халифом в самой северной провинции.
К тому времени у шейха Шакмака было уже много учеников, ибо благодаря его усердию в изучении наследия древних учителей вокруг него сложилось несколько групп изучающих. Кроме того, он имел близкий контакт со многими из учителей.
Хаджи преподал ему учение, которое внешне сильно отличалось от тех традиционных обычаев и образа мышления, к которым привыкли его ученики.
Шакмак попытался уклониться от ответственности, умоляя Хаджи взять к себе его паству. Но Хаджи Бекташ отклонил его предложение, сказав: 'Только действуя в качестве посредника между мною и своими людьми, ты сам сможешь стать преображенным'.
Шакмак опасался, что это новое учение подорвет его авторитет. 'Если твое учительство основано только на авторитете, ты вообще не Учитель', – сказал Хаджи Бекташ. Скоро некоторые ученики Шакмака пришли к Хаджи Бекташу с жалобой, что их Учитель начал вести себя очень странно. 'Мы лишены возможности спокойно исполнять свои привычные обязанности', – говорили они. 'Именно этого я и хочу', – улыбнулся Хаджи.
Другие ученики опасались, что влияние, оказанное Хаджи на Шакмака, скажется также и на них. Когда это дошло до Хаджи, он сказал: 'Они видят, как Шакмак меняется в лучшую сторону, но считают это вредным. Это лихорадка, которая должна сжечь самое себя'.
Прошло четыре года, прежде чем ученики Шакмака, исключительно благодаря примеру Хаджи, поняли, что Бекташ занимается делами более важными, чем 'отлов колченогих лошадей'. Бекташ сказал: 'Вы были настолько преисполнены самомнения, что вообразили себя чем-то таким, на что кто-то станет зариться'.
ДРАГОЦЕННОСТЬ
К Дун-Нуну пришел юноша и заявил, что суфии – мошенники, и наговорил еще многое в том же духе.
Египтянин снял со своего пальца кольцо и подал его молодому человеку. 'Отнеси это кольцо базарным менялам и посмотри, удастся ли тебе получить за него хоть одну золотую монету', – сказал он.
Но на базаре никто не пожелал дать за камень больше одного серебряника.
Юноша принес его обратно.
– Теперь отнеси это кольцо к настоящему ювелиру, – сказал Дун-Нун. – Посмотри, во что он оценит его.
Ювелир предложил за кольцо тысячу золотых монет.
Юноша был потрясен.
– Так вот, – сказал Дун-Нун, – твое знание о суфиях столь же велико,