чтобы вышвырнуть фанатика вон.
– Постойте, – воскликнул Мауляна, – собака и впрямь неплохое слово. Я воистину собака, во всем послушная хозяину. Подобно собаке, я знаками пытаюсь разъяснить овцам, чего хочет наш Хозяин. Подобно собаке, я бросаюсь на воров и разбойников. И виляю хвостом от радости при приближении Товарищей моего Хозяина. Лай, виляние, любовь – это наши качества и они такие же как и качества собаки; ибо наш Хозяин не лает и не виляет хвостом, для этого у него есть мы.
ПРЕВРАТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Садика Хамзави спросили: 'Как вышло, что мудрец Самарканда сам назначил тебя своим преемником, если ты был всего лишь слугой в его доме?'
Садик ответил: 'Он учил меня тому, что сам находил нужным, и я учился этому. Как-то он сказал: 'Я не способен учить других – своих учеников – в такой же мере, как тебя, ибо они желают задавать мне вопросы, они требуют собраний, они сами выбирают формы и рамки обучения. И поэтому учатся лишь тому, что им уже известно'.
Я же сказал ему: 'Дай мне то, что можешь, и скажи, как этому научиться'. Вот так я стал его преемником. Люди имеют превратные представления о том, как нужно учить и познавать. Они не могут принять истинных представлений и лишают себя возможности истинного постижения'.
ДЕКЛАМАЦИЯ НАКШБАНДИЙА
Да это знакомая история – они скажут.
Да это нечто совсем новое – другие скажут.
Повтори ее с самого начала – они скажут.
Хватит, не повторяй ее больше – другие скажут.
Все это я уже слыхал – кто-то скажет,
Но раньше это рассказывали по-другому – скажут остальные.
Вот они – люди, дервиш Баба, таков человек.
АФОРИЗМЫ ХОДЖАХАНОВ
Рудбари: 'От сердца к сердцу – таков основной способ передачи тайн Пути'.
Магриби: 'Изучение заключается в действии. Изучение посредством одних только слов есть неполноценное действие'.
Хуркани: 'Иногда, гораздо больше можно передать, отводя бесполезное внимание, а не привлекая его'.
Гургани: 'Тот, кто учит, и то, чему учит, вместе составляют учение'.
Фармади: 'Познание крайностей – единственный путь к правильному пониманию действия принципа золотой середины'.
Хамадани: 'Служение человечеству не только способствует правильному образу жизни. С его помощью сохраняется, обогащается и передается внутреннее знание'.
Йасави: 'Деятельность на местах – основа дервишского Пути'.
Барки: 'Эстетика – это лишь низшая форма восприятия Реальности'.
Андаки: 'Усилие лишено всякого смысла без соблюдения заман (должное время), макан (должное место), икхван (Должные люди)'.
Гаджавани: 'Нас можно найти работающими в любом месте и в любое время. Люди воображают, что полезность человека определяется его славой. Но и обратное может быть столь же верно'.
Ахмад Садык: 'Отличие Человека, который постиг, заключается в том, что он не путает образное с конкретным или буквальное с символическим'.
Фахнави: 'Наша наука не есть наука сего мира, это наука миров'.
Ревгари: 'Глупость – искать нечто там, где невоспитанное воображение надеется его найти. На самом же деле оно везде, где вы можете извлечь его'.
Рамитани: 'Информация подвержена распаду, знание – никогда. Причиной распада информации является схоластика'.
Самаси: 'Человек многое воображает. Он воображает, что он – Один. Обычно же он – Несколько. Пока он не стал Одним, ему недоступно правильное представление о том, что же он такое вообще'.
Сохари: 'Мы посылаем мысль в Китай, и они называют ее китайской, поскольку не видят человека, пославшего ее. Мы посылаем человека в Индию, и они называют его просто туркестанцем'.
Накшбанд: 'Когда люди говорят: 'Плачь', они не имеют в виду: 'Плачь всегда'. Когда они говорят: 'Не плачь', это не значит, что вам предлагается все время паясничать'.
Аттар: 'Истинный документ может содержать семь слоев истины. Послание или речь, не имеющие, на первый взгляд, никакого особого значения, могут заключать в себе не меньше слоев истины'.
Камош: 'Суть не в том, познаете ли вы посредством молчания, или речи, или усилия, или повиновения. Важно – как это происходит, а не то, что 'это происходит'.
Кашгари: 'Если вы по-прежнему спрашиваете: 'Почему такой-то человек