эфирного, о которой мы уже
говорили выше с другой точки зрения. Нас не должно шокировать слово
'астральное'. - Исходящие из земли силы - это чисто земные силы, притекающие
к ней силы - это силы близкого космического окружения земли; в 'астральном'
наличествует начало более высокого порядка, нежели оба рода вышеописанных
сил. Только оно делает землю мировым телом, 'звездой' (аstrа). Физические
силы обособляют землю, выделяют ее из вселенной; благодаря эфирным силам
земля позволяет вселенной воздействовать на себя; посредством 'астральных'
сил она становится самостоятельной индивидуальностью во[ ]
вселенной.
В животном организме 'астральное' является таким же самостоятельным,
замкнутым в самом себе образованием, каким является его эфирный организм и
его физический организм. Поэтому это образование можно называть 'астральным
телом'.
Организм животного можно понять, только если рассматривать
взаимоотношения между физическим, эфирным и астральным телами. Ибо все три
тела самостоятельно существуют как члены организма животного; и все три
отличны от того, что существует вне их как обезжизненные (минеральные) тела
и оживленные растительные организмы.
Физический организм животного можно в каком-то смысле рассматривать как
обезжизненный; однако он отличается от минерально-безжизненного. Ибо сначала
он был благодаря эфирному и астральному организму отчужден от минерального и
лишь затем из-за того, что эфирные и астральные силы отступили, был
возвращен в обезжизненное состояние. Физический организм животного является
структурой, в отношении которой деятельные в минеральном, в чисто земной
области силы могут оказывать одно только разрушительное воздействие.
Физическая структура может служить всей совокупности животного организма
лишь до тех пор, пока эфирные и астральные силы имеют перевес над
разрушительным вмешательством минеральных сил.
Животный эфирный организм живет как и эфирный организм растения, но не
одинаковым образом. Жизнь в нем из-за действия астральных сил приведена в
некое для самой себя чуждое состояние; она ведь сначала бывает вырвана
астральными силами из сферы действия притекающих к земле космических сил и
лишь затем вновь возвращена в их силовое воздействие. Этот эфирный организм
сам по себе является структурой, в которой чисто растительные силы имеют
слишком тупое, 'непросвещенное' (dumpf) для животного бытие. И он может
служить целому животного организма лишь благодаря тому, что астральные силы
просветляют принцип его действия. Когда одерживает верх действие эфирного, -
наступает сон; когда преобладает действие астрального организма, - имеется
бодрствование.
06а состояния - сон и бодрствование - не должны, однако, переходить
известную грань интенсивности. Если бы это произошло со сном, тогда
растительное начало в организме животного стало бы слишком врастать в
минеральное; тогда возникло бы болезненное состояние - буйное разрастание
растительного. Если бы это произошло с бодрствованием, тогда растительное
было бы полностью отчуждено, оторвано от минерального; последнее стало бы
тогда принимать в организме формы, которые ему не свойственны, но
свойственны форма* неорганического, безжизненного мира. Возникло бы другое
болезненное состояние - вследствие буйства минерального.
Во все три организма - в физический, эфирный и астральный - вторгается
физическая субстанция из внешнего мира. И каждый из них на свой лад должен
преодолеть собственные свойства этого чуждого физического. Благодаря этому и
возникает тройственность в органообразовании у животного. Физическая
организация формирует органы, которые были проведены через эфирную и
астральную силовые системы, а теперь находятся на обратном пути к своей
физической области. Но полностью вернуться в эту область они не могут, ибо
следствием этого была бы смерть самого физического организма.
Эфирный организм формирует органы, которые были проведены через