кислоту, то тогда мы правильным
образом поддержим работу эфирного организма. Мы достигнем посредством
щавелевой кислоты укрепления эфирного тела, потому что сила Я-организации
будет преобразована с помощью этой кислоты в силу астрального тела, которое
тогда в свою очередь усилит свое действие в эфирном теле.
Основываясь на таких наблюдениях, можно знакомиться с действием
целительных для организма веществ. Наблюдение может исходить из растительной
жизни. В растении вся физическая деятельность пронизана эфирной. На примере
растения знакомятся с тем, что может быть вообще достигнуто посредством
эфирной деятельности. В животно-астральном организме эта деятельность
переводится в астральную. Но если сама эта эфирная деятельность слишком
слаба, то ее можно укрепить посредством прибавки эфирной деятельности из
какого-либо растительного продукта, который мы вводим в организм. Ибо в
основе человеческого организма лежит животный организм. И для того, что
разыгрывается между человеческим эфирным и астральным телами, в известных
пределах, значимо то же, что происходит в животном организме.
С помощью лекарственных растений можно восстановить нарушенное
равновесие между эфирной и астральной деятельностью. Но мы не добьемся
чего-либо с помощью этих лекарственных средств, если нарушение лежит в
области взаимоотношений между физической, эфирной и астральной организацией,
с одной стороны, и Я-организацией, с другой. Ибо Я-организация должна
обращать свою деятельность на те процессы, которые нацелены на
минерализацию.
Поэтому при данных нарушениях применимы только минеральные
лекарственные средства. Чтобы познакомиться с целебным действием какого-либо
минерального средства, необходимо исследовать, насколько соответствующая
субстанция может быть расщеплена в организме. Потому что любое введенное
извне минеральное должно быть в организме расщеплено, разрушено, и лишь
затем заново, в новой форме оно строится из собственных органических сил.
Именно в этих процессах расщепления и строительства должно состоять целебное
действие минерального лекарства. И все это должно иметь такую ориентацию,
чтобы деятельность введенного лекарства брала на себя, перенимала
соответствующую недостаточную деятельность самого организма.
Возьмем пример избыточных месячных. В этом случае сила Я-организации
ослабляется. Она используется односторонним образом, истощается в
кроветворении, в подготовке крови (Вlutbereitung). И слишком мало сил
Я-организации остается для абсорбции крови внутри самого организма. Путь,
который должны проходить в организме силы, устремленные к безжизненному,
становится слишком короток, поскольку эти силы действуют слишком бурно,
интенсивно. Они исчерпывают себя уже на полпути.
Можно поддержать эти силы, если внести в организм кальций в каком-либо
соединении. Кальций помогает формировать кровь в процессе кроветворения
(Blutentstehung). Часть деятельности Я-организации высвободится из этой
области и сможет обратиться на процесcы абсорбции крови.
ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ
Особая роль в нашей терапии отводится так называемой 'лечебной
эвритмии'. Д-р Рудольф Штейнер сформировал ее исходя из антропософии, прежде
всего, как новый вид искусства.
Сущность этого нового искусства многократно описывалась д-ром
Щтейнером. И как вид искусства эвритмия получила уже довольно широкое
распространение.
Эвритмию на сцене представляют движущиеся человеческие фигуры; но это
не танец. На это указывает уже то, что в движении у эвритмистов участвуют
преимущественно руки. Движущиеся группы создают цельный сценический
художественный образ. Все движения основаны на внутренней сущности строения
человека. Именно из нее, из этой сущностной человеческой организации
проистекает в первые годы жизни речь, человеческая речь как таковая. И