Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

некоторое представление об этих методах, необходимо учесть

следующее: все результаты ныне признанной естественной науки получены, в

принципе, исходя из впечатлений внешних органов чувств человека. Ибо, если в

эксперименте или научном наблюдении человек и расширяет возможности внешнего

восприятия с помощью какого-либо инструмента или прибора, - это не

прибавляет ничего существенно нового к познанию того мира, в котором он

живет посредством этих своих внешних органов чувств.

Но и мышление, пока его используют для исследования физического мира,

не прибавляет к данности внешних чувств ничего нового. Мышление комбинирует,

анализирует и т. д. внешние впечатления, чтобы подойти к законам (законам

природы). Однако, всякий исследователь мира внешних восприятии вынужден

сказать себе: проистекающее из меня самого мышление ничего действительного к

действительности мира внешних чувств не добавляет.

Все это тотчас изменится, если не останавливаться на таком мышлении,

которое дано человеку благодаря обыденной жизни и воспитанию. Можно

укрепить, усилить это мышление в себе самом. Для этого в средоточие сознания

ставят простые, легко обозримые мысли и, устранив любые другие мысли,

удерживают всю силу души на таких простых представлениях. Как мускул

крепнет, если он многократно совершает одно и то же усилие, так укрепляется

сила души по отношению к той области, которая тогда впредь царит в мышлении,

если душевную силу упражнять указанным образом. Следует подчеркнуть, что в

основе этих упражнений должны лежать простые, легко обозримые мысли. Ибо во

время таких упражнений душа не должна подвергаться какому-либо воздействию

со стороны полусознательного или бессознательного. (Здесь мы можем указать

лишь принцип таких упражнений; исчерпывающее же описание и подробное

руководство, как проделывать такие упражнения, находятся в книгах Рудольфа

Штейнера 'Как достигнуть познания высших миров?', 'Очерк тайноведения' и

других антропософских работах).

Может возникнуть возражение, что тот, кто таким способом всей своею

силой предается определенным мыслям, поставленным в средоточие сознания,

подвержен всяческому самовнушению и т.п., и что он попросту попадает в

область собственной фантазии. Однако антропософия ведь указывает

одновременно, как именно должны протекать эти упражнения, поэтому такой

упрек вовсе не оправдан.

В антропософии говорится, что во время такого упражнения следует

двигаться внутри своего сознания совершенно здраво и осмотрительно, как при

решении арифметической или геометрической задачи. И как там сознание никоим

образом не может соскользнуть в бессознательное, так этого не может

произойти и при указанных упражнениях, если правильно следовать

антропософскому руководству к ним.

По ходу этих упражнений достигают такого укрепления силы мышления, о

котором прежде и не подозревали. Чувствуют в себе правящую силу мышления,

как новое содержание человеческого существа. А вместе с этим содержанием

собственного существа открывается и новое содержание мира, которое прежде

может быть и предчувствовали, но не знали из собственного познавательного

опыта. Если однажды, в минуту самонаблюдения взглянуть на свое обыденное

мышление, то видишь мысли тенеподобными, бледными по сравнению с мощью

впечатлений органов чувств.

А то, что воспринимаешь теперь своим укрепленным мышлением, отнюдь не

тенеподобно и не бледно; оно исполнено содержания, конкретно-образно; оно

обладает многим более интенсивной действительностью по сравнению с

содержанием впечатлений органов чувств. Новый мир открывается человеку по

мере того, как он расширяет указанным образом силу своей способности

восприятия.

Научаясь восприятию в этом новом мире так, как ранее он мог

воспринимать только внутри чувственного мира, человек уясняет, что все

прежде известные ему законы природы значимы только в физическом мире; и что

сущность мира,

в который он вступил