Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

вызвать феномен жизни?

Ведь наблюдение указывает, что явления жизни обнаруживают совершенно

иную ориентацию, нежели феномены безжизненного. О последних можно сказать: в

них царят силы, которые излучаются из существа самого вещества, от

относительного центра к периферии. А явления жизни показывают, что в них

господствуют силы, которые действуют снаружи вовнутрь, к относительному

центру. Таким образом, при переходе в живое состояние вещество должно быть

освобождаю от этих изнутри вовне излучающихся сил и должно подчиниться

другим силам, притекающим извне вовнутрь.

Каждое земное вещество и земное явление имеет свои вышеуказанные земные

силы - силы, излучающиеся от самой земли, от сопринадлежности к ней.

Веществом, изучаемым химией, оно является лишь в качестве составной части

общего тела земли. Попадая в состояние жизни, оно тотчас же должно перестать

быть просто частью земли. Оно выходит из сопринадлежности к земле. Оно

втягивается в действие сил, притекающих со всех сторон из внеземного к

земле. Глядя на какое-либо вещество или явление, развивающее жизнь, следует

представлять себе, что оно освобождается от сил, которые действуют на него

из центра земли, и попадает в сферу других сил, которые имеют действующим не

центр, а окружность.

Эти силы действуют со всех сторон, как бы устремляясь к центру земли.

Они могли бы до полной бесформенности растворить, расплавить, разметать

вещественность земной сферы, если бы в это силовое пространство не

вмешивались действия внеземных небесных тел, которые модифицируют это

растворение. Можно пронаблюдать на примере растений, о чем здесь идет речь.

В растении вещества земли подымаются из сферы земных воздействий. Они

устремляются к бесформенному. Воздействия солнца и подобные ему воздействия

из космического пространства модифицируют этот переход к бесформенному. Если

они не действуют - например, ночью, - тогда в этих веществах вновь

активизируются те силы, которые в них имеются от принадлежности к земле.

Само растение как существо возникает из взаимодействия земных и космических

сил. Область всего того, что вещества проявляют в силовом отношении под

влиянием земли, объединяют понятием 'физическое'. Силы же совершенно иного

рода, которые не проистекают из земли, но притекают к ней извне, следует и

обозначать другим именем, выражающим эту их инаковость. Мы подходим здесь к

тому в строении человека, на что мы указали в предыдущей главе с другой

стороны. В соответствии с древним значением, которое, правда, несколько

запутано под влиянием современного образа мыслей, ориентированного на

физическое, мы уже обозначили эту часть человеческого организма как

'эфирное'. И тогда следует сказать так: в растительном, то есть в том, что

проявляется как живое, - правит эфирное.

Поскольку человек есть живое существо, это эфирное правит и нем.

Однако, и в чисто жизненных проявлениях человека и растения имеется большое

различие. Растение предается власти физического, тогда эфирное не действует

из космического пространства, - как это происходит ночью, в отсутствии

действия эфира солнца. Человек же позволяет господствовать физическому в

своем теле только в случае смерти. В состоянии сна исчезают явления сознания

и самосознания; но явления жизни продолжают иметь место и тогда, когда эфир

солнца не действует из космического пространства. Растение постоянно в

течение всей своей жизни воспринимает, впитывает в себя притекающие на землю

эфирные силы. Человек же несет их сам в себе индивидуально еще со времени

эмбрионального развития. И то, что растение получает таким образом из мира,

человек в течение своей жизни берет из себя самого, поскольку он получил это

для дальнейшего развития, еще находясь в теле матери. Сила, которая по

своему изначальному происхождению является космической и которой

предназначено извне притекать на землю, - эта сила в человеке действует

внутренне, например, из легкого или из печени. Она совершила в нем

метаморфозу