что кровь по собственной своей природе несет в себе тенденцию к свертыванию,
но что внутри человеческого организма есть нечто, что постоянно
противодействует этой склонности. И этим нечто является сила, посредством
которой организм включает, вчленяет кровь в себя самое. Кровь включается в
телесное устройство человека посредством формирующих сил, которые стоят как
раз до импульсов свертывания. Если бы сразу вступало в свои права
свертывание, жизнь была бы повреждена.
Когда имеют дело с болезненным состоянием, которое заключается в
недостатке сил, нацеленных на свертывание крови, тогда сурьма в той или иной
форме будет действовать как лекарство.
Все формирование организма в существенных своих чертах является
преобразованием субстанции белка, посредством которого эта субстанция
приходит во взаимодействие с силами минерализации. Эти силы ярко выражены,
например, в извести. То, о чем здесь идет речь, наглядно показывает
формирование раковины устрицы. В самой раковине перед нами то, от чего
устрица избавляется, чтобы сохранить свою белковую субстанцию в надлежащем
виде, свойственном именно этому животному. Подобное же происходит и при
формировании скорлупы яйца.
У устрицы известковое начало выделяется для того, чтобы оно не
внедрялось в процесс образования белка. В человеческом же организме как раз
должно происходить такое внедрение извести. Элементарные белковые процессы
должны преобразовываться в такие, где Я-организация может возбуждать в
извести определенные формирующие силы. И это должно происходить в процессе
кроветворения.
Сурьма действует против сил выделения извести. Благодаря своему
сродству с эфирным сурьма приводит белок, стремящийся сохранить свою
элементарную форму, в состояние бесформенности, где он становится
восприимчив к влиянием известкового и подобных ему начал.
При тифе нам ясно, что болезненный процесс состоит в недостаточном
переносе белковой субстанции в субстанцию крови, которая одна только и
способна развивать процессы формирования. Возникающие при этом поносы
указывают, что неспособность к этому переносу и этому преобразованию
начинается уже в кишечнике. Тяжелые нарушения сознания при тифе указывают,
что Я-организация .Изгоняется из тела и не способна к действию. Это
происходит по той причине, что белковая субстанция не получает доступа к
минерализующим силам, в которых как раз и может действовать Я-организация.
Доказательством этому взгляду служит и тот факт, что тифозные испражнения
несут опасность заражения. В этом также выражается усиленная тенденция к
разрушению человеческих формирующих сил.
Если при тифозных явлениях применять препараты сурьмы определенного
состава, то они проявляют себя как подходящее лекарство. Они отнимают
(буквально: 'разоблачают') у субстанции белка ее Собственные 'узко-белковые'
силы и склоняют ее к включению в формирующие силы Я-организации.
С привычных современных научных позиций может прозвучать: то, что здесь
пытаются сказать о сурьме, страдает неточностью, и укажут в противовес этому
на точность обычных методов химии. Но на самом деле, химические действия
веществ имеют столь же мало отношения к происходящему в человеческом
организме, как химический состав красок к тому, что делает с этими красками
художник. Конечно хорошо когда художник знает кое-что из химии. Но как он
использует краски в своей живописи - относится все же к другой методологии.
Также обстоит дело и с терапевтом. Он может рассматривать химию как одну из
основ, имеющих для него некоторое значение; но способ действия веществ
внутри человеческого организма уже не имеет ничего общего с этой химией. Кто
видит точность только в том, что установлено химией (включая и
фармацевтическую химию), тот уничтожает (в себе) саму возможность достичь
наглядных представлений о том, что происходит в организме при исцеляющих
процессах.