теперь, состоит в том, что его законы иные и даже
противоположны законам физического мира. В этом мире не действует закон
земного притяжения, напротив, там появляется сила, которая действует не из
центра земли, но наоборот, направлена из окружности вселенной к центру
земли. Соответственно обстоит дело и с другими силами физического мира.
Развитая благодаря упражнениям способность человека созерцать этот мир
именуется в антропософии имагинативной познавательной силой. Имагинативной
не на том основании, что тут имеют дело с 'фантазиями', но потому что
содержание сознания наполнено не теневыми мыслями, но образами. И подобно
тому как при восприятии внешними органами чувств ощущают непосредственное
переживание некоторой действительности, так же происходит и при душевной
деятельности имагинативного познавания. Мир, к которому относится это
познание, именуется в антропософии эфирным миром. При этом речь идет не о
гипотетическом эфире современной физики, но о действительном духовно
созерцаемом мире. Имя ему дано в созвучии с древними инстинктивными
представлениями об этом мире. Сами по себе эти представления не имеют уже
никакой познавательной ценности по сравнению с тем, что может быть сегодня
ясно и четко познано в этом мире; однако, когда нужно что-то назвать,
приходится употреблять то или иное имя.
Внутри этого эфирного мира наряду с физической телесностью
воспринимается пребывающая эфирная телесность человека.
Эта эфирная телесность есть нечто, что по своему существу обнаружимо
также и в растительном мире. У растений имеется эфирное тело. Физические же
законы значимы, на самом деле, только для безжизненного минерального мира.
Растительный мир возможен на земле благодаря тому, что в земном есть
субстанции, которые не замкнуты на действии физических законов, но которые
способны отстранять всякую физическую и принимать противоположную ей
закономерность. Физические законы действуют из земли, как бы излучаясь,
истекая из нее; эфирные законы действуют, наоборот, со всех сторон мировой
окружности (Weltumfanges) притекая на землю. Можно понять рост и становление
в растительном мире, лишь увидев в нем взаимодействие физически-земного и
эфирно-космического.
И так же обстоит с эфирным телом человека. Благодаря эфирному телу в
человеке происходит не продолжение действия сил физического тела, но
процесс, основанный на том, что физические вещества, втекая в эфирное,
прежде всего, избавляются от присущих им физических сил.
В самом начале земной жизни человека - а наиболее отчетливо в
эмбриональном периоде, - эти деятельные в эфирном теле силы трудятся как
силы формирования и силы роста. В дальнейшем часть этих сил эмансипируется
от задач формирования и роста и превращается в силы мышления, то есть в те
силы, которые порождают тенеподобный мир мыслей обыденного сознания.
Величайшую важность имеет знание о том, что обычные силы мышления
человека суть утонченные силы формирования и силы роста. В образовании форм
человеческого организма и в его росте являет себя духовное. Это же духовное
предстает затем в течение жизни как духовная сила мышления.
И эта сила мышления есть лишь часть ткущей (webenden) в эфирном
человеческой силы формирования и роста. Другая часть так и остается при
исполнении задачи, вверенной ей в начале человеческой жизни. И только потому
что человек продолжает развиваться и после того, как его формирование и рост
уже достаточно продвинулись, то есть до определенной степени закончены, -
эфирно-духовное, которое ткет (webt) и живет в организме, может выступить в
дальнейшей жизни как сила мышления.
Итак, эта образующая (пластическая) сила открывается имагинативному
духовному созерцанию, с одной стороны, как эфирно-духовное, а с другой
стороны - как душевное содержание мышления.
Прослеживая, как ведет себя субстанциальное начало земных веществ
внутри эфирного образующего процесса, необходимо сказать: