земными веществами, чтобы поставить их
себе на службу; познавая, как изменяется земное вещество, попадая в сферу
деятельности того или иного высшего члена человеческой природы. Постичь
больного человека можно лишь познавая, в какое состояние попадает весь
организм, отдельный орган или органосистема, если взаимодействие высших
членов оказывается в дисгармонии. А о целительных средствах можно думать
лишь, если развиваешь знание о том, как данное земное вещество или данный
природный процесс соотносится с эфирным, астральным и 'Я'. Ибо лишь тогда -
путем введения определенного земного вещества в человеческий организм или с
помощью лечения тем или иным земным занятием - можно добиться того, что
высшие члены существа человека смогут без помех развивать свою деятельность;
или же - что земная вещественная телесность человека обретет в предлагаемом
ей лечебном средстве необходимую поддержку для того, чтобы вновь стать
основой для деяния духа в земном.
Человек есть тот, кто он есть, благодаря телу, эфирному телу, душе
(астральному телу) и 'Я' (духу). Здорового человека должно рассматривать
исходя из этих членов; больного человека следует воспринимать в нарушенном
равновесии этих частей; для обретения им здоровья должны быть добыты
целительные средства, которые вновь устанавливают утраченное равновесие.
Медицинское воззрение, которое строится на этих основах, и будет
предуказано в этой книге.
ПОЧЕМУ ЗАБОЛЕВАЕТ ЧЕЛОВЕК?
Кто размышляет над самим фактом способности человека заболевать,
приходит к противоречию, если он пытается мыслить чисто естественно-научным
способом. Причем ему приходится признать, что это противоречие лежит в
сущности самого бытия. Ибо происходящее во время болезни является, при
естественно-научном рассмотрении, природным процессом. Но ведь и то, что
происходит в здоровом состоянии, - также является природным процессом.
Природные процессы изучают только путем наблюдения внечеловеческого
природного мира, а также при наблюдении человека - однако, лишь при условии,
что его изучают как любой другой объект окружающей природы. При этом
человека мыслят как часть природы, такую часть, в которой имеются все такие
же процессы, что и во внешней природе, только в очень сложном виде.
Однако, тогда возникает вопрос, который с чисто естественно-научной
точки зрения остается без ответа: а каким образом вообще внутри человека
(животных пока оставим в стороне) возникают природные процессы, которые
противопоставляются здоровым?
Здоровый человеческий организм, как часть природы, кажется понятным; а
вот больной - нет. Следовательно, лишь то, что в больном организме не от
природы, позволит понять больной организм исходя из него самого.
С легкостью думают, что духовное в человеке имеет в качестве физической
основы некий сложный природный процесс, как бы прямое продолжение природных
процессов, наличествующих во внечеловеческой природе. Однако, может ли
вообще 'продолжение природного процесса', основанное на здоровых явлениях
человеческого организма, пробуждать в человеке духовное переживание как
таковое ? Имеет место как раз обратное. Духовное переживание гасится, если
природный процесс продолжается по прямой линии. Именно это происходит во
время сна; это происходит во время обморока.
Напротив, можно видеть, как обостряется сознательная духовная жизнь,
если тот или иной орган заболевает. Возникает боль или, по меньшей мере,
неприятное ощущение, недомогание. Жизнь ощущений приобретает необычное
содержание. Затрагивается и волевая жизнь, возможность совершать действия.
Движение, например, руки, которое в здоровом состоянии совершается само
собой, не можем быть выполнено, потому что этому мешает боль или неприятное
ощущение.
Следует обратить внимание на переходное состояние - от болезненного
движения руки к ее парализации. В движении, сопровождаемом болью, имеется