стремящийся к области эфирного, и другой, в котором субстанция вновь
тяготеет к физическому формированию. Появляются такие начала в существе
растения, которые устремлены к жизни, и такие, которые склоняются к
отмиранию. Последние предстают как выделяющие начала растительного
организма. Особенно характерный пример этого выделения можно наблюдать в
формировании коры дерева.
У животного происходит двоякий процесс обособления и двоякий процесс
выделения. К недоведенному до завершения растительному потоку, сохраняемому
в текучем состоянии, прибавляется преобразование живой субстанции в
ощущающую. Ощущающая субстанция обособляется от просто живой. И здесь
имеется уже субстанция, тяготеющая к ощущающему бытию, и другая субстанция,
устремленная прочь от него, обратно к одной только растительной жизни.
Но в организме происходит взаимовлияние всех его членов, поэтому у
животного процессы выделения первого порядка - в сторону безжизненного -
дальше отстоят от чисто минерального, чем аналогичные процессы выделения у
растения, которые весьма родственны полностью лишенному жизни, минеральному
как таковому. То, что выявляется как образование субстанции коры растения,
все больше тяготеющей к минеральному и даже отпадающей от него по мере
минерализации, - это предстает у животного в виде продуктов выделения из
пищеварения. Оно дальше отстоит от минерального по сравнению с процессом
осаждения, выделения у растений.
У человека из ощущающей субстанции отделяется, обосабливается
субстанция, которая затем становится носителем самосознающего духа. Но
непрерывно происходит и процесс осаждения, выделения с образованием
субстанции, которая склоняется обратно к только ощущающей деятельности. Тем
самым животное начало предстает внутри человеческого организма как
непрерывный процесс выделения.
При бодрствовании животного организма процессы отделения, обособления
(Absonderung) и образования форм из этого обособленного (Absordenten), равно
как и осаждение, выделение (Abscheidung) ощущающей субстанции происходит под
влиянием астральной деятельности. У человека к этому присоединяется
деятельность Я-организма. Во сне астральный организм и организм-Я действуют
не прямо. Но субстанция все равно уже захвачена их деятельностью, которая
длится как по инерции. Субстанция, которая однажды была так внутренне
проформирована, как это производят астральная организация и Я-организация,
продолжает действовать в заложенном ими смысле и во время сна, - в силу
некоей инерции.
Таким образом, нельзя говорить о спящем человеке как о носителе одной
лишь вегетативной деятельности организма. Астральная организация и
Я-организация продолжают действовать в построенной ими субстанции и в
состоянии сна. Различие сна и бодрствования не
в том, что происходит чередование человечески-животной и
вегетативно-физической деятельности. Истинное положение вещей совершенно
иное. При бодрствовании - ощущающая субстанция и та, что способна быть
носителем самосознательного духа, временно извлекаются из целостного
организма и ставятся на службу астрального тела и Я-организации. Тогда
физический и эфирный организм принуждены работать таким образом, что в них
действуют только силы, исходящие из земли, и силы, в нее втекающие. При
таком способе действия физический и эфирный организм доступны охвату
астрального тела и Я-организации только извне. А в состоянии сна они
внутренне проникаются субстанциями, которые образованы под влиянием
астрального тела и Я-организации. В то время как на спящего человека из
вселенной, извне действуют только исходящие из земли и притекающие к ней
силы, - изнутри над ним трудятся субстанциальные силы, которые были
подготовлены астральным телом и Я-организацией.
Если назвать ощущающую субстанцию 'остатком' астрального тела, а