Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

теперь, состоит в том, что его законы иные и даже

противоположны законам физического мира. В этом мире не действует закон

земного притяжения, напротив, там появляется сила, которая действует не из

центра земли, но наоборот, направлена из окружности вселенной к центру

земли. Соответственно обстоит дело и с другими силами физического мира.

Развитая благодаря упражнениям способность человека созерцать этот мир

именуется в антропософии имагинативной познавательной силой. Имагинативной

не на том основании, что тут имеют дело с 'фантазиями', но потому что

содержание сознания наполнено не теневыми мыслями, но образами. И подобно

тому как при восприятии внешними органами чувств ощущают непосредственное

переживание некоторой действительности, так же происходит и при душевной

деятельности имагинативного познавания. Мир, к которому относится это

познание, именуется в антропософии эфирным миром. При этом речь идет не о

гипотетическом эфире современной физики, но о действительном духовно

созерцаемом мире. Имя ему дано в созвучии с древними инстинктивными

представлениями об этом мире. Сами по себе эти представления не имеют уже

никакой познавательной ценности по сравнению с тем, что может быть сегодня

ясно и четко познано в этом мире; однако, когда нужно что-то назвать,

приходится употреблять то или иное имя.

Внутри этого эфирного мира наряду с физической телесностью

воспринимается пребывающая эфирная телесность человека.

Эта эфирная телесность есть нечто, что по своему существу обнаружимо

также и в растительном мире. У растений имеется эфирное тело. Физические же

законы значимы, на самом деле, только для безжизненного минерального мира.

Растительный мир возможен на земле благодаря тому, что в земном есть

субстанции, которые не замкнуты на действии физических законов, но которые

способны отстранять всякую физическую и принимать противоположную ей

закономерность. Физические законы действуют из земли, как бы излучаясь,

истекая из нее; эфирные законы действуют, наоборот, со всех сторон мировой

окружности (Weltumfanges) притекая на землю. Можно понять рост и становление

в растительном мире, лишь увидев в нем взаимодействие физически-земного и

эфирно-космического.

И так же обстоит с эфирным телом человека. Благодаря эфирному телу в

человеке происходит не продолжение действия сил физического тела, но

процесс, основанный на том, что физические вещества, втекая в эфирное,

прежде всего, избавляются от присущих им физических сил.

В самом начале земной жизни человека - а наиболее отчетливо в

эмбриональном периоде, - эти деятельные в эфирном теле силы трудятся как

силы формирования и силы роста. В дальнейшем часть этих сил эмансипируется

от задач формирования и роста и превращается в силы мышления, то есть в те

силы, которые порождают тенеподобный мир мыслей обыденного сознания.

Величайшую важность имеет знание о том, что обычные силы мышления

человека суть утонченные силы формирования и силы роста. В образовании форм

человеческого организма и в его росте являет себя духовное. Это же духовное

предстает затем в течение жизни как духовная сила мышления.

И эта сила мышления есть лишь часть ткущей (webenden) в эфирном

человеческой силы формирования и роста. Другая часть так и остается при

исполнении задачи, вверенной ей в начале человеческой жизни. И только потому

что человек продолжает развиваться и после того, как его формирование и рост

уже достаточно продвинулись, то есть до определенной степени закончены, -

эфирно-духовное, которое ткет (webt) и живет в организме, может выступить в

дальнейшей жизни как сила мышления.

Итак, эта образующая (пластическая) сила открывается имагинативному

духовному созерцанию, с одной стороны, как эфирно-духовное, а с другой

стороны - как душевное содержание мышления.

Прослеживая, как ведет себя субстанциальное начало земных веществ

внутри эфирного образующего процесса, необходимо сказать:

повсюду, где вещества