после операции с слепорожденным, бывает с тем, кто пробуждает в себе высшие
чувства таким образом, как это будет изложено в последней части этой книги.
Мир является ему с новыми свойствами, с явлениями и фактами, из которых
физические чувства не раскрывали ему ничего. Ему ясно, что самовольно через
эти высшие органы он ничего не прибавляет к действительности, но что без
этих органов существенная часть этой действительности осталась бы для него
сокрытой. Мир души и духа не суть нечто, находящееся рядом или вне
физического, они пространственно нераздельны с ним. Как для оперированного
слепорожденного прежде темный мир сияет в свете и красках, так же и для
духовно и душевно пробужденного вещи, которые прежде являлись ему лишь
телесно, раскрывают свои душевные и духовные свойства. Конечно, этот мир
пополняется еще явлениями и существами, которые совершенно не ведомы для
того, кто не пробужден духовно и душевно. (Дальше в этой книге будет точнее
сказано об образовании душевных и духовных чувств. Пока здесь будет дано
описание самих этих высших миров. Кто отрицает эти миры, тот лишь доказывает
этим, что он еще не развил в себе высшие органы. Развитие человечества не
замкнуто на какой-либо ступени, оно должно всегда идти вперед.)
Часто невольно представляют себе 'высшие органы' слишком подобными
физическим. Нам следовало бы уяснить себе, что в этих органах имеют дело с
духовными или душевными образованиями. И поэтому нельзя и ожидать, чтобы то,
что мы воспринимаем в высших мирах, было лишь туманно утонченной
вещественностью. До тех пор, пока мы ожидаем нечто подобное, мы не сможем
прийти ни к какому ясному представлению о том, что собственно
подразумевается здесь под 'высшими мирами'. Для многих людей было бы совсем
не так трудно, как это представляется теперь, узнать кое-что об этих 'высших
мирах', - конечно, сначала самое элементарное, - если бы они не
представляли, что то, что они должны воспринять, есть опять-таки нечто
утонченно физическое. Так как они уже заранее предполагают нечто подобное,
то в большинстве случаев они совсем и не хотят признавать того, о чем в
действительности идет речь. Они считают это недействительным, не хотят
принять этого за нечто удовлетворяющее их и т.д. Конечно, высшие ступени
духовного развития трудно достижимы, но низших ступеней - и это уже очень
много - совсем не так трудно было бы достигнуть, если бы только сначала
захотели освободиться от предрассудка, заключающегося в том, что душевное и
духовное представляется опять-таки лишь как нечто более тонкое физическое.
Подобно тому, как мы не вполне знаем человека, если мы имеем представление
только о его физической внешности, так не ведаем мы и окружающего нас мира,
если мы знаем о нем лишь то, что открывают нам физические чувства. И как
фотография становится для нас понятна и жива, когда мы настолько близко
знакомимся с личностью, с которой снята фотография, что научаемся познавать
ее душу, так и телесный мир мы лишь тогда можем действительно понять, когда
знакомимся с его душевной и духовной основами. Поэтому необходимо здесь
сначала сказать о высших мирах, о душевном и духовном, и затем, уже
рассмотреть физический мир с теософской точки зрения.
В современную эпоху культуры является в известном отношении много
затруднений к тому, чтобы говорить о высших мирах. Ибо эта эпоха культуры
сильна прежде всего в познании и господстве над телесным миром. Наши слова
получили отпечаток и значение главным образом по отношению к телесному миру.
Но приходится пользоваться этими общепринятыми словами, чтобы была связь с
известным. Благодаря этому, тем, кто хочет доверять, лишь своим внешним
чувствам, широко открыт доступ недоразумениям.
Многое ведь пока может быть намечено и высказано лишь в символах. Но
это и должно быть так, ибо подобные символы являются средством, с помощью
которого человек получает пока понятие об этих высших мирах и которое