Рудольф Штайнер

Теософия

/>

после операции с слепорожденным, бывает с тем, кто пробуждает в себе высшие

чувства таким образом, как это будет изложено в последней части этой книги.

Мир является ему с новыми свойствами, с явлениями и фактами, из которых

физические чувства не раскрывали ему ничего. Ему ясно, что самовольно через

эти высшие органы он ничего не прибавляет к действительности, но что без

этих органов существенная часть этой действительности осталась бы для него

сокрытой. Мир души и духа не суть нечто, находящееся рядом или вне

физического, они пространственно нераздельны с ним. Как для оперированного

слепорожденного прежде темный мир сияет в свете и красках, так же и для

духовно и душевно пробужденного вещи, которые прежде являлись ему лишь

телесно, раскрывают свои душевные и духовные свойства. Конечно, этот мир

пополняется еще явлениями и существами, которые совершенно не ведомы для

того, кто не пробужден духовно и душевно. (Дальше в этой книге будет точнее

сказано об образовании душевных и духовных чувств. Пока здесь будет дано

описание самих этих высших миров. Кто отрицает эти миры, тот лишь доказывает

этим, что он еще не развил в себе высшие органы. Развитие человечества не

замкнуто на какой-либо ступени, оно должно всегда идти вперед.)


Часто невольно представляют себе 'высшие органы' слишком подобными

физическим. Нам следовало бы уяснить себе, что в этих органах имеют дело с

духовными или душевными образованиями. И поэтому нельзя и ожидать, чтобы то,

что мы воспринимаем в высших мирах, было лишь туманно утонченной

вещественностью. До тех пор, пока мы ожидаем нечто подобное, мы не сможем

прийти ни к какому ясному представлению о том, что собственно

подразумевается здесь под 'высшими мирами'. Для многих людей было бы совсем

не так трудно, как это представляется теперь, узнать кое-что об этих 'высших

мирах', - конечно, сначала самое элементарное, - если бы они не

представляли, что то, что они должны воспринять, есть опять-таки нечто

утонченно физическое. Так как они уже заранее предполагают нечто подобное,

то в большинстве случаев они совсем и не хотят признавать того, о чем в

действительности идет речь. Они считают это недействительным, не хотят

принять этого за нечто удовлетворяющее их и т.д. Конечно, высшие ступени

духовного развития трудно достижимы, но низших ступеней - и это уже очень

много - совсем не так трудно было бы достигнуть, если бы только сначала

захотели освободиться от предрассудка, заключающегося в том, что душевное и

духовное представляется опять-таки лишь как нечто более тонкое физическое.

Подобно тому, как мы не вполне знаем человека, если мы имеем представление

только о его физической внешности, так не ведаем мы и окружающего нас мира,

если мы знаем о нем лишь то, что открывают нам физические чувства. И как

фотография становится для нас понятна и жива, когда мы настолько близко

знакомимся с личностью, с которой снята фотография, что научаемся познавать

ее душу, так и телесный мир мы лишь тогда можем действительно понять, когда

знакомимся с его душевной и духовной основами. Поэтому необходимо здесь

сначала сказать о высших мирах, о душевном и духовном, и затем, уже

рассмотреть физический мир с теософской точки зрения.



В современную эпоху культуры является в известном отношении много

затруднений к тому, чтобы говорить о высших мирах. Ибо эта эпоха культуры

сильна прежде всего в познании и господстве над телесным миром. Наши слова

получили отпечаток и значение главным образом по отношению к телесному миру.

Но приходится пользоваться этими общепринятыми словами, чтобы была связь с

известным. Благодаря этому, тем, кто хочет доверять, лишь своим внешним

чувствам, широко открыт доступ недоразумениям.


Многое ведь пока может быть намечено и высказано лишь в символах. Но

это и должно быть так, ибо подобные символы являются средством, с помощью

которого человек получает пока понятие об этих высших мирах и которое

способствует его