род идеала
в учреждениях, которые служат чувственному благополучию, в системе
воспитания, прежде всею заботящейся о чувственном благоденствии. О них
нельзя сказать, чтобы они служили лишь своим себялюбивым побуждениям. Но их
душа все же устремлена к чувственному миру и должна исцелиться при помощи
господствующей в пятой области душевною мира сила симпатии, не имеющей этих
внешних средств удовлетворения. Здесь постепенно душа узнает, что эта
симпатия должна избрать иные пути. И эти пути обретаются в излиянии души в
душевное пространство, происходящем благодаря симпатии души с душевным
окружением.
Здесь также очищаются те души, которые требуют от религиозных
обязанностей, прежде всего повышения их чувственного благополучия. Все
равно, будет ли их стремление направлено к земному или небесному раю. В
'стране душ' они найдут этот рай, но лишь для того, чтобы уразуметь его
ненужность и бесцельность. Все это, конечно, лишь единичные примеры
очищений, которые совершаются в этой пятой области. Они могут быть умножены
по желанию.
В шестой области действенной душевной силы происходит очищение душ,
жаждущих дела, деятельность которых не носит эгоистического характера, но
имеет свою основу в чувственном удовлетворении, которое она им дает. Такие
натуры внешне производят впечатление совершенных идеалистов, они проявляют
готовность ко всяким жертвам. Но в более глубоком смысле все арго у них все
же сводится к повышению некоего чувственного наслаждения. Сюда принадлежат
многие художественные натуры, и те, которые предаются научной деятельности
лишь потому, что это им нравится. То, что приковывает их к физическому миру,
есть вера в то, что искусство и наука существуют в нем именно для таких
наслаждений. Они еще не научились посвящать их, и вместе с тем и самих себя,
на служение мировому развитию.
Седьмая область, область истинной жизни души, освобождает человека от
его последних склонностей к чувственно-физическому миру. Каждая из
предшествующих областей принимает от души то, что было ей родственно. Что
еще окружает дух, это убеждение, что его деятельность должна быть всецело
посвящена чувственному миру. Бывают высоко одаренные личности, которые,
однако, не думают ни о чем другом, кроме явлений физического мира. Такой
образ мысли можно назвать материалистическим. Такое убеждение должно быть
разрушено, и именно это происходит в седьмой области. Здесь эти души видят,
что у них нет предметов для их материалистического мышления. Как лед на
солнце, тает здесь это убеждение души. Отныне душевная сущность поглощена
своим миром, дух освободился от всех оков. Он устремляется в области, где он
живет лишь в своем собственном окружении.
Душа исполнила свою предыдущую земную задачу, и после смерти отпало то,
что еще оставалось от этой задачи, как оковы для духа. Когда душа победила
остатки земного бытия, тогда она сама возвращается к своим элементам.
Из этого описания видно, что переживания душевного мира, а вместе с тем
и состояния душевной жизни после смерти принимают все более светлый облик по
мере того, как человек отрешаете' от того низменного, что оставалось в нем,
от его связи с физической телесностью.
Сообразно с физической жизнью душа пребывает дольше или короче в той
или другой области. Там, где она чувствует сродство, она остается до тех
пор, пока оно не уничтожено. Там, где нет сродства, она неощутимо проходит
дальше. Здесь мы имели в виду изобразить лишь основные свойства мира душ и
представить в общих чертах характер жизни души в этом мире. То же самое и
относительно последующего описания страны духов. Распространяться о
дальнейших свойствах этих высших миров значило бы перейти границы, которые
должны быть положены этой книгой. Потому что говорить понятно о
пространственных соотношениях и ходе времени, которые здесь совершенно иные,
чем в физическом мире, можно было бы лишь при условии весьма подробного