Марк Аврелий

Размышления

и не поздно, что

вовремя тебе, все мне плод, что приносят твои, природа, сроки. Все от тебя, все в тебе,

все к тебе. Сказал поэт: 'Милый Кекропов град', ты ли не скажешь: 'О, милый Зевеса

град'?

24. 'Мало твори, коль благоспокойства желаешь'. А не лучше ли необходимое

делать - столько, сколько решит разум общественного по природе существа и так,

как он решит? Потому как тут и будет благо-спокойствие не от прекрасного только, но

еще и малого делания. Ведь в большей части того, что мы говорим и делаем,

необходимости нет, так что если отрезать все это, станешь много свободнее и

невозмутимее. Вот отчего надо напоминать себе всякий раз: 'Да точно ли это

необходимо?' И не только действия надо урезать, когда они не необходимы, но и

представления - тогда не последуют за ними и действия сопутствующие.

25. Испробуй, не подойдет ли тебе также и жизнь достойного человека, довольного

тем, что он получает в удел от целого, довольствующегося справедливостью своего

деяния и благожелательностью своего душевного склада.

26. Видел то? ну а теперь это? Не смущай ты себя - будь проще. Кто-то дурно себя

повел? - Ему же дурно. Что-то хорошее тебе случилось? - Изначально определено и

увязано было мировым целым все, что с тобой случается. Вообще: жизнь коротка, так

поживись настоящим с благоразумием и справедливостью. Трезво

веселись.

27. Либо стройный миропорядок, либо груда, мешанина, и все-таки миропорядок.

Может ли это быть, что в тебе есть некий порядок, а в мировом целом одна

беспорядочность? И это при том, что все так и разлито, и различено и единострастно?

28. Темный нрав, женский нрав, жесткий, звериное, скотское, ребячливое,

дурашливое, показное, шутовское, торгашеское, тиранское.

29. Если чужой миру тот, кто не знает, что в нем есть, не менее чужой, кто не

ведает, что в нем происходит. Изгнанник, кто бежит гражданского разумения; слепец, кто

близорук умственным оком; нищ, кто нуждается в чем-то, у кого при себе не все, что

нужно для жизни; нарыв на мире, кто отрывается и отделяет себя от всеобщей природы,

сетуя на происходящее, -

ведь все это она приносит, которая и тебя выносила. Отщепенец

города тот, кто отщепляет свою душу от других разумных, между

тем как она едина.

30. Один без хитона философствует, другой без книги. Тот, полуголый, так

говорит: 'У меня хлеба нет, а я верен разуму'.

- 'А у меня познавательной нет пищи, и я верен'.

31. Люби скромное дело, которому научился, и в нем успокойся. А остаток пройди,

от всей души препоручив богам все твое, из людей же никого не ставя ни господином

себе, ни рабом.

32. Помысли себе, скажем, времена Веспасиана; все это увидишь: женятся, растят

детей, болеют, умирают, воюют, празднуют, занимаются торговлей и земледелием,

подлещиваются, высокомерничают, подозревают, злоумышляют, мечтают о чьей-нибудь

смерти, ворчат на настоящее, влюбляются, накапливают, жаждут консульства, верховной

власти. И вот нигде уже нет этой жизни. Тогда переходи ко временам Траяна - снова

все то же, и снова мертва и эта жизнь. Точно так же взгляни на

другой какой-нибудь отрезок времен в жизни целых народов и

посмотри, сколько тех, кто напрягался, а там упал и распался на

первостихии. Особенно стоит возвращаться к тем, о ком знал ты,

что они дергаются попусту, пренебрегая собственным же

устроением вместо того, чтобы за него уцепиться и

довольствоваться им. А столь необходимо это припоминание

оттого, что озабоченность тем или иным делом имеет свою цену и

меру. Ты тогда не оплошаешь, когда не примешься за малое с

большей, чем надобно, силой.

33. Когда-то привычные слова, ныне ученая редкость. Так же имена прославленных

когда-то людей ныне - вроде как забытые слова: Камилл, Цезон, Волез, Дентат; а

там, понемножку, и Сципион с Катоном, зат'-м и Август, потом Адриан, Антонин. Все

переходчиво, все быстро становт ; я баснословием, а вскоре и совершенное забвение все

погребает. И это я говорю о тех, кто, некоторым образом, великолепно просиял,

потому что кто не таков, тот, чуть испустив дух, уже 'незнаем, неведом'. Да и что

вообще вечно-памятно? Вздор все это. Так что же тогда есть такого, ради чего стоит

усердствовать? Единственно справедливое сознание, деяние общественное и разум,

никогда не способный ошибаться, и душевный склад, принимающий все происходящее

как необходимое, как знакомое, как проистекающее из того самого