и не поздно, что
вовремя тебе, все мне плод, что приносят твои, природа, сроки. Все от тебя, все в тебе,
все к тебе. Сказал поэт: 'Милый Кекропов град', ты ли не скажешь: 'О, милый Зевеса
град'?
24. 'Мало твори, коль благоспокойства желаешь'. А не лучше ли необходимое
делать - столько, сколько решит разум общественного по природе существа и так,
как он решит? Потому как тут и будет благо-спокойствие не от прекрасного только, но
еще и малого делания. Ведь в большей части того, что мы говорим и делаем,
необходимости нет, так что если отрезать все это, станешь много свободнее и
невозмутимее. Вот отчего надо напоминать себе всякий раз: 'Да точно ли это
необходимо?' И не только действия надо урезать, когда они не необходимы, но и
представления - тогда не последуют за ними и действия сопутствующие.
25. Испробуй, не подойдет ли тебе также и жизнь достойного человека, довольного
тем, что он получает в удел от целого, довольствующегося справедливостью своего
деяния и благожелательностью своего душевного склада.
26. Видел то? ну а теперь это? Не смущай ты себя - будь проще. Кто-то дурно себя
повел? - Ему же дурно. Что-то хорошее тебе случилось? - Изначально определено и
увязано было мировым целым все, что с тобой случается. Вообще: жизнь коротка, так
поживись настоящим с благоразумием и справедливостью. Трезво
веселись.
27. Либо стройный миропорядок, либо груда, мешанина, и все-таки миропорядок.
Может ли это быть, что в тебе есть некий порядок, а в мировом целом одна
беспорядочность? И это при том, что все так и разлито, и различено и единострастно?
28. Темный нрав, женский нрав, жесткий, звериное, скотское, ребячливое,
дурашливое, показное, шутовское, торгашеское, тиранское.
29. Если чужой миру тот, кто не знает, что в нем есть, не менее чужой, кто не
ведает, что в нем происходит. Изгнанник, кто бежит гражданского разумения; слепец, кто
близорук умственным оком; нищ, кто нуждается в чем-то, у кого при себе не все, что
нужно для жизни; нарыв на мире, кто отрывается и отделяет себя от всеобщей природы,
сетуя на происходящее, -
ведь все это она приносит, которая и тебя выносила. Отщепенец
города тот, кто отщепляет свою душу от других разумных, между
тем как она едина.
30. Один без хитона философствует, другой без книги. Тот, полуголый, так
говорит: 'У меня хлеба нет, а я верен разуму'.
- 'А у меня познавательной нет пищи, и я верен'.
31. Люби скромное дело, которому научился, и в нем успокойся. А остаток пройди,
от всей души препоручив богам все твое, из людей же никого не ставя ни господином
себе, ни рабом.
32. Помысли себе, скажем, времена Веспасиана; все это увидишь: женятся, растят
детей, болеют, умирают, воюют, празднуют, занимаются торговлей и земледелием,
подлещиваются, высокомерничают, подозревают, злоумышляют, мечтают о чьей-нибудь
смерти, ворчат на настоящее, влюбляются, накапливают, жаждут консульства, верховной
власти. И вот нигде уже нет этой жизни. Тогда переходи ко временам Траяна - снова
все то же, и снова мертва и эта жизнь. Точно так же взгляни на
другой какой-нибудь отрезок времен в жизни целых народов и
посмотри, сколько тех, кто напрягался, а там упал и распался на
первостихии. Особенно стоит возвращаться к тем, о ком знал ты,
что они дергаются попусту, пренебрегая собственным же
устроением вместо того, чтобы за него уцепиться и
довольствоваться им. А столь необходимо это припоминание
оттого, что озабоченность тем или иным делом имеет свою цену и
меру. Ты тогда не оплошаешь, когда не примешься за малое с
большей, чем надобно, силой.
33. Когда-то привычные слова, ныне ученая редкость. Так же имена прославленных
когда-то людей ныне - вроде как забытые слова: Камилл, Цезон, Волез, Дентат; а
там, понемножку, и Сципион с Катоном, зат'-м и Август, потом Адриан, Антонин. Все
переходчиво, все быстро становт ; я баснословием, а вскоре и совершенное забвение все
погребает. И это я говорю о тех, кто, некоторым образом, великолепно просиял,
потому что кто не таков, тот, чуть испустив дух, уже 'незнаем, неведом'. Да и что
вообще вечно-памятно? Вздор все это. Так что же тогда есть такого, ради чего стоит
усердствовать? Единственно справедливое сознание, деяние общественное и разум,
никогда не способный ошибаться, и душевный склад, принимающий все происходящее
как необходимое, как знакомое, как проистекающее из того самого