ему ничуть не важно. Да хоть бы и
пора было удалиться - уйдет так же легко, как на всякое другое
дело из тех, которые можно сделать почтительно и мирно. Всю
жизнь он будет остерегаться единственно того, как бы мысль его
не оказалась в каком-нибудь развороте, не подходящем для
разумного государственного существа.
8. Не отыщешь в мысли выученного и очищенного никакого нагноения, пятна или
воспаления, и рок не застанет его жизнь незавершенной, так чтобы можно было сравнить
его с лицедеем, который ушел не кончив, не доиграв. А еще ничего рабского, никаких
ухищрений, никак он не скован и не отщеплен, не подотчетен, не зарылся в нору.
9. Силу признавать - чти. В ней все для того, чтобы признание в твоем ведущем не
было больше несвязно с природой и
устроением разумного существа. Они ведь требуют
неопрометчивости, расположения к людям и покорности богам.
10. Так брось же все и только этого немногого - держись. И еще помни, что
каждый жив только в настоящем и мгновенном. Остальное либо прожито, либо
неявственно. Вот, значит, та малость, которой мы живы; малость и закоулок тот, в
котором живем. Малость и длиннейшая из всех слав, что и сама-то живет сменой
человечков, которые вот-вот умрут, да и себя же самих не знают - где там давным-давно
умершего.
11. К названным выше опорным положениям пусть приложится еще и то, чтобы
всегда находить пределы и очертания тому или иному представляемому, рассматривая
его естество во всей наготе, полно и вполне раздельно, и говорить себе как собственное
его имя, так и имена тех вещей, из которых оно составилось и на которые распадается.
Ничто так не возвышает душу, как способность надежно и точно выверить все, что
выпадает в жизни и еще так смотреть на это, чтобы заодно охватывать и то, в каком таком
мире и какой прок оно дает, и какую ценность имеет для целого, а какую для человека,
гражданина высочайшего града, перед которым остальные города -
что-то вроде домов. Что оно, из чего соединилось и как долго
длиться дано ему природой - тому, что сейчас создает мое
представление? И какая нужна здесь добродетель -
нестроптивость, мужество, честность, самоограничение,
самодостаточность, верность и прочие. Вот почему всякий раз
надо себе говорить: это идет от бога, а это по жребию и
вплетено в общую такнь, а это так получается или случай, а это
- единоплеменника, родственника и сотоварища, не ведающего только, чтб тут ему по
природе. А я вот ведаю и потому отнесусь
к нему и преданно, и справедливо по естественному закону нашей общности. Вместе с
тем в вещах средних ищу должную оценку каждой.
12. Если будешь, действуя в настоящем, следовать за прямым разумом с рвением,
силой и благожелательностью, и не привходящее что-нибудь, а собственного гения
сохранишь в устойчивой чистоте, как будто бы надо уже вернуть его; если увяжешь это,
ничего не ожидая и ничего не избегая, довольствуясь в настоящем деятельностью по
природе и правдивостью времен героических в том, что говоришь и произносишь, -
поведешь благую жизнь. И нет никого, кто
помешал бы этому.
13. Как у врача! всегда под рукой орудия и железки на случай неожиданного
вмешательства, так пусть у тебя будут наготове основоположения для распознания дел
божественных и человеческих и для того, чтобы даже и самое малое делать, памятуя о
взаимной связи того и другого. Ведь не сделаешь ничего человеческого хорошо, не
соотнеся это с божественным, и наоборот.
14. Не заблуждайся доле; не будешь ты читать своих заметок, деяний древних
римлян и эллинов, выписок из писателей, которые ты откладывал себе на старость.
Поспешай-ка лучше к своему назначению и, оставив пустые надежды, самому себе -
если есть тебе дело до самого себя - помогай, как можешь.
15. Они же не знают, сколь различное значит 'воровать', 'сеять', 'прицениваться',
'не беспокоиться', 'смотреть, что делаешь', что делается не глазами, а неким иным
зрением.
16. Тело, душа, ум; телу - ощущения, душе - устремления, уму -
основоположения. Впитывать представления - это и скотское, дергаться
устремлениями, - и звериное, и двуполое, и
Фаларидово, и Нероново. Руководствоваться умом, когда нечто представилось как
надлежащее, - это и для тех, кто в богов не
верует, бросает родину или берется действовать, разве что заперев двери. Так вот если
остальное - общее с теми, кто
назван выше, то свойством собственно достойного человека остается любить и принимать
судьбу