Марк Аврелий

Размышления

ему ничуть не важно. Да хоть бы и

пора было удалиться - уйдет так же легко, как на всякое другое

дело из тех, которые можно сделать почтительно и мирно. Всю

жизнь он будет остерегаться единственно того, как бы мысль его

не оказалась в каком-нибудь развороте, не подходящем для

разумного государственного существа.

8. Не отыщешь в мысли выученного и очищенного никакого нагноения, пятна или

воспаления, и рок не застанет его жизнь незавершенной, так чтобы можно было сравнить

его с лицедеем, который ушел не кончив, не доиграв. А еще ничего рабского, никаких

ухищрений, никак он не скован и не отщеплен, не подотчетен, не зарылся в нору.

9. Силу признавать - чти. В ней все для того, чтобы признание в твоем ведущем не

было больше несвязно с природой и

устроением разумного существа. Они ведь требуют

неопрометчивости, расположения к людям и покорности богам.

10. Так брось же все и только этого немногого - держись. И еще помни, что

каждый жив только в настоящем и мгновенном. Остальное либо прожито, либо

неявственно. Вот, значит, та малость, которой мы живы; малость и закоулок тот, в

котором живем. Малость и длиннейшая из всех слав, что и сама-то живет сменой

человечков, которые вот-вот умрут, да и себя же самих не знают - где там давным-давно

умершего.

11. К названным выше опорным положениям пусть приложится еще и то, чтобы

всегда находить пределы и очертания тому или иному представляемому, рассматривая

его естество во всей наготе, полно и вполне раздельно, и говорить себе как собственное

его имя, так и имена тех вещей, из которых оно составилось и на которые распадается.

Ничто так не возвышает душу, как способность надежно и точно выверить все, что

выпадает в жизни и еще так смотреть на это, чтобы заодно охватывать и то, в каком таком

мире и какой прок оно дает, и какую ценность имеет для целого, а какую для человека,

гражданина высочайшего града, перед которым остальные города -

что-то вроде домов. Что оно, из чего соединилось и как долго

длиться дано ему природой - тому, что сейчас создает мое

представление? И какая нужна здесь добродетель -

нестроптивость, мужество, честность, самоограничение,

самодостаточность, верность и прочие. Вот почему всякий раз

надо себе говорить: это идет от бога, а это по жребию и

вплетено в общую такнь, а это так получается или случай, а это

- единоплеменника, родственника и сотоварища, не ведающего только, чтб тут ему по

природе. А я вот ведаю и потому отнесусь

к нему и преданно, и справедливо по естественному закону нашей общности. Вместе с

тем в вещах средних ищу должную оценку каждой.

12. Если будешь, действуя в настоящем, следовать за прямым разумом с рвением,

силой и благожелательностью, и не привходящее что-нибудь, а собственного гения

сохранишь в устойчивой чистоте, как будто бы надо уже вернуть его; если увяжешь это,

ничего не ожидая и ничего не избегая, довольствуясь в настоящем деятельностью по

природе и правдивостью времен героических в том, что говоришь и произносишь, -

поведешь благую жизнь. И нет никого, кто

помешал бы этому.

13. Как у врача! всегда под рукой орудия и железки на случай неожиданного

вмешательства, так пусть у тебя будут наготове основоположения для распознания дел

божественных и человеческих и для того, чтобы даже и самое малое делать, памятуя о

взаимной связи того и другого. Ведь не сделаешь ничего человеческого хорошо, не

соотнеся это с божественным, и наоборот.

14. Не заблуждайся доле; не будешь ты читать своих заметок, деяний древних

римлян и эллинов, выписок из писателей, которые ты откладывал себе на старость.

Поспешай-ка лучше к своему назначению и, оставив пустые надежды, самому себе -

если есть тебе дело до самого себя - помогай, как можешь.

15. Они же не знают, сколь различное значит 'воровать', 'сеять', 'прицениваться',

'не беспокоиться', 'смотреть, что делаешь', что делается не глазами, а неким иным

зрением.

16. Тело, душа, ум; телу - ощущения, душе - устремления, уму -

основоположения. Впитывать представления - это и скотское, дергаться

устремлениями, - и звериное, и двуполое, и

Фаларидово, и Нероново. Руководствоваться умом, когда нечто представилось как

надлежащее, - это и для тех, кто в богов не

верует, бросает родину или берется действовать, разве что заперев двери. Так вот если

остальное - общее с теми, кто

назван выше, то свойством собственно достойного человека остается любить и принимать

судьбу