требовать того же. И все это
соблюдать с непринужденностью.
61. Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что
надо стоять твердо и с готовностью к
62. Внимательно рассматривать, кто они такие, те, чьих отзывов ты домогаешься, и
каково их ведущее. Потому что ты не станешь бранить тех, кто ошибается против своей
воли, и в свидетельстве их не будешь нуждаться, когда заглянешь в источники их
признания и устремления.
63. Сказано: против воли лишается истины всякая душа. Точно так же и
справедливости, здравомыслия, благожелательности и всего такого. И ничего нет важнее,
как вспоминать об этом непрестанно - будешь со всеми тише.
64. При всякой боли пусть у тебя будет под рукой, что не постыдна она и что
правительницу-мысль хуже не делает, так как не губит ее ни в ее вещественном, ни в
общественном. И при любой почти боли пусть поможет тебе еще и эпикурово:
переносимо и не вечно, если помнишь о границах и не примысливаешь. Помни и о том,
что многое, на что мы сетуем, втайне тождественно страданию - так с сонливостью,
потением, с вялостью к еде. Так
вот, когда ты раздражен чем-нибудь таким, говори себе, что
поддался страданию.
65. Смотри, к нелюдям не относись так, как люди к людям.
66. Да откуда мы знаем, что душевный склад Телавга не был добротнее Сократова?
Не довольно же, что кончина Сократа славнее, что он бойчее вел беседы с софистами,
легче переносил ночные заморозки, а когда приказали привезти саламинца, решил, что
это будет мужественно - воспротивиться, а еще красовался
на дорогах - всем этим вполне еще можно заняться, как оно
доподлинно было. Нет, здесь надо рассмотреть то, какова была
душа Сократа и сумел ли он довольствоваться тем, чтоб быть
справедливым к людям и праведным перед богами, не досадуя ни на
что попусту и чужому неведению не рабствуя, ничуть не
отчуждаясь от того, что уделяет природа целого, и не соглашаясь
на это словно невыносимое, и телесным страстям не предоставляя
единострастный разум.
67. Не в такое сцепление замешала природа, чтобы нельзя было определить себе
границу и себе подчинить все свое: она очень даже допускает, чтобы человек дошел до
божеского и при том остался не узнан как таковой. Об этом всегда помни, а еще о том,
как мало надо, чтобы жить счастливо. Так что если ты изверился в своем знании
диалектики или природы, не отказывайся из-за этого быть благородным, почтительным,
общественным и послушным богу.
68. Прожить неприневоленно в совершенном благодушии, хотя бы кричали о тебе,
что им вздумается. хотя бы звери раздирали члены вот этого вокруг тебя наросшего
месива. Ведь разве что-нибудь мешает мысли сохранять свою тишину, благодаря
истинному суждению об окружающем, а также готовности распоряжаться именно тем,
что ей выдалось? Так, чтобы суждение говорило тому, чтб ему выпадает: ты -
естественно, хотя и
покажешься не таким; а то, что распоряжается, говорило бы тому,
что ему подпадает: а вот и ты, потому что для меня всегда
именно настоящее предмет разумной и общественной доблести и
вообще искусства человеческого и божественного. Ибо все, что
случается, с богом или человеком - по их расположению, и нет в
нем ничего нового или несподручного, а все знакомо и исполнимо.
69. Совершенство характера - это то, чтобы всякий день проводить как последний,
не возбуждаться, не коснеть, не
притворяться.
70. Боги бессмертны, а не сетуют, что уж придется им целую вечность терпеть
вечно великое множество прескверных людей; более того, боги всячески о них заботятся;
а ты, который вот-вот прекратишься, зарекаешься - ты, из скверных один.
71. Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а
чужую избегать, что никак невозможно.
72. Что разумная и гражданственная сила находит не духовным и не
общественным, то она по праву считает весьма ей уступающим.
73. Ты сделал добро, другому - сделано добро. Что же ты, как безумец, ищешь
что-то третье сверх этого? чтобы еще и
знали, как хорошо ты сделал, или чтобы возмещение получить?
74. Благодетельствуемый не устает. Благодеяние есть деяние, согласное с
природой. Так не уставай же, благодетельствуя, благодетельствовать себе.
75. Природа целого устремилась к миропорядку. И теперь, что ни происходит, либо
происходит последственно, либо лишено всякого смысла даже и самое главное, к чему
собственно устремляется всемирное ведущее. Вспомнишь это, и много тише будет у тебя
на душе.
ВОСЬМАЯ КНИГА
1. Против