этот род, и станешь благожелательнее к каждому из них в
отдельности. Очень помогает, если тут же поразмыслишь о том,
какая добродетель дана человеку природой против этой
погрешности. А ведь дана ею в противоядие, скажем, грубости -
мягкость, против другого - другая сила. И вообще можно тебе
переучивать сбившегося с пути, потому что всякий заблуждающийся
блуждает в своем задании и сбивается. Да и какой тебе вред? ты
же среди тех, против кого ожесточился, ни одного не найдешь,
кто бы что-нибудь сделал такое, от чего бы стало хуже твое
разумение, а беда и вредное для тебя существует только там. Что
же тогда дурного или странного в том, что невоспитанный делает
то, что невоспитанные? Смотри-ка лучше, не себя ли надо
обвинять, если не ожидал, что этот в этом вот погрешит. Даны же
тебе побуждения от разума, чтобы понять, что этот допустит,
надо полагать, эту вот погрешность. Ты же, позабыв об этом,
впадаешь, когда он погрешил, в изумление. Особенно когда
порицаешь кого-либо за неверность или неблагодарность, к самому
себе обращайся - тут уж явственна твоя погрешность, раз ты
человеку, имеющему такой душевный склад, поверил, что он
сохранит верность, или же, оказывая ему услугу, оказывал ее не
завершительно, не так, чтобы из самого деяния получить весь его
плод. Если делаешь добро человеку, чего еще хочешь? мало тебе
сделать нечто сообразное со своей природой - еще ты мзды себе
ищешь? все равно как глаз требовал бы плату за то, что смотрит,
или ноги - за то, что ходят. Ибо как те на то родились и когда
действуют по своему устроению, свое уже получают, так человек,
от природы благодетель, когда благодетельствует или в средних
вещах содействует, сделав то, ради чего он устроен, свое
получает.
ДЕСЯТАЯ КНИГА
1. Будешь ли ты когда, душа, добротной, простой, единой, нагой, более явственной,
чем облекающее тебя тело? отведаешь ли ты когда дружественного и готового к лишению
душевного склада? Будешь ли ты когда наполненной, далекой от нужды, ничего не
алчущей, не желающей ничего - одушевленного или
неодушевленного - ради вкушения наслаждений: ни времени, чтобы
вкушать их долее, ни мест каких-либо и краев, ни воздушного
благорастворения, ни человеческого благорасположения? Когда
удовольствуешься ты тем, что есть, и возрадуешься всему, что
здесь, когда уверишься, что и все у тебя хорошо и что все это
от богов, и будет хорошо все, что им мило, что дадут они еще во
спасение существа совершенного, благого, прекрасного, все
порождающего и соединяющего, окружающего, приемлющего то, что
распадается, чтобы вновь породить подобное? Ты будешь ли когда
тою, которая и с богами, и с людьми может в одном граде жить,
ни в чем их не укоряя и от них не заслуживая осуждения?
2. Следи за тем, чего ждет твоя природа, насколько ты одной ею управляем; вот и
делай это и гляди, ухудшит ли это склад твоей природы живого существа. Затем надо
проследить, чего ждет твоя природа живого существа, и все это принять, если это не
ухудшит склад твоей природы разумного существа. А разумное оно вместе и
гражданственное. Этих правил держись и уж не хлопочи ни о чем другом.
3. Все, что случается, либо так случается, как от природы дано тебе переносить,
или же так, как не дано от природы переносить. А потому, если случается тебе, что ты по
природе сносишь, - не сетуй, переноси, как дано природой; если же то,
что не сносишь, - не сетуй, потому что оно тебя раньше
истребит. Помни только: дано тебе от природы переносить все,
что только может сделать переносимым и приемлемым твое же
признание, исходя из представления, что это полезно и надлежит
тебе так делать.
4. Если кто ошибается, учить благожелательно и показывать, в чем недосмотр. А не
можешь, так себя же брани, а то и не брани.
5. Что бы ни случалось с тобой, оно от века тебе предуготовано: сплетение
причинного издревле увязало и возникновение твое, и это вот событие.
6. Атомы ли, природы ли - пусть первым положено будет то, что я - часть целого,
управляемого природой. А потом, что как-то я расположен к частям мне единородным.
Так вот об
этом-то памятуя, не буду я, раз уж я часть, негодовать на
что-либо из того, что уделяет мне целое, ибо части нет вреда
там, где есть польза целому. Ведь у целого нет ничего, что бы
не было ему полезно, и это вообще свойственно всем природам, а
мировой особенно, потому что никакая внешняя причина