как
можно меньше нуждаться во врачебной, в лекарствах или наружных припарках. А
особенно то, что он был независтлив и уступчив к тем, кто в каком-нибудь деле набрал
силу - в слоге, скажем, или в законах осведомлен,
нравах, еще в чем-нибудь - таким он ревностно содействовал, чтобы каждый был
прославлен тем, в чем превосходит других.
Делая все по заветам отцов, он даже и то не выставлял напоказ, что вот по заветам отцов
поступает. А еще то, что не перекидывался, не метался, а держался одних и тех же мест и
тех же дел. А еще, что после острых приступов головной боли он, снова молодой и
цветущий, был при обычных занятиях, и что не много было у него тайн, а совсем мало и
редко, притом всегда в связи с государственными делами; при устроении зрелищ и
сооружении построек, при раздачах и тому подобном внимательность и размеренность
человека, вперившего взгляд в самое то, что должно быть сделано, без мысли о славе,
которая от этого произойдет. Не из тех, кто купается не вовремя, вечно украшает дом или
выдумывает какие-нибудь блюда, ткани, расцветку одежды, печется, чтобы люди его
были все как на подбор. Одежда, в которой он из Лория возвращался в город, и многое,
что случалось в Ланувии; как он обошелся в Тускуле с извиняющимся откупщиком, и
прочее в этом духе. Ничего резкого, не говорю уж беззастенчивого или буйного; никогда
он не был что называется 'весь в поту' - нет, все обдуманно, по порядку и
будто на досуге, невозмутимо, стройно, сильно, внутренне согласно. К нему подойдет,
пожалуй, то, что рассказывают о Сократе, который мог равно воздерживаться или
вкусить там, где многие и в воздержании бессильны, и в наслаждении безудержны. А вот
иметь силу на это, да еще терпеть и хранить трезвость как в том, так и в другом - это
свойство человека со сдержанной и
неодолимой душой, какую он явил во время болезни Максима.
17. От богов! получил я хороших дедов, хороших родителей, хорошую сестру,
хороших учителей, домашних, родных, друзей -
все почти. И что никому из них я по опрометчивости не сделал
чего дурного - это при душевном складе, от которого мог я при
случае что-нибудь такое сделать, - благодеяние богов, что не
вышло стечения обстоятельств, которое меня бы изобличило. И то,
что я не воспитывался дольше у наложницы деда, и что сберег
юность свою, и не стал мужчиной до поры, но еще и прихватил
этого времени. Что оказался в подчинении у принцепса и отца,
отнявшего у меня всякое самоослепление и приведшего к мысли,
что можно, живя во дворце, не нуждаться в телохранителях, в
одеждах расшитых, в факелах и всех этих изваяниях и прочем
таком треске; что можно выглядеть почти так же, как обыватели,
не обнаруживая при этом приниженности или же легкомыслия в
государственных делах, требующих властности. Что брат у меня
был такой, который своим нравом мог побудить меня позаботиться
о самом себе, а вместе радовал меня уважением и теплотой; что
дети рождались здоровые и не уродливые телом. И что не пробился
я далеко в риторических, пиитических и прочих занятиях, на
которых я, пожалуй, и задержался бы, если бы почувствовал, что
легко продвигаюсь на этом пути. Что успел я моих воспитателей
окружить тем почетом, о каком, казалось мне, каждый мечтал, а
не откладывал, полагаясь на то, что они еще не стары и что
попозже сделаю это. Что узнал Аполлония, Рустика, Максима. Что
явственно и нередко являлось мне представление о жизни в
согласии с природой, так что, поскольку это от богов зависит и
даяний оттуда, от их поддержки или подсказки, ничто мне не
мешало уже по природе жить, и если меня не хватает на это, так
виной этому я сам и то, что не берег божественные знаменья и
чуть ли не наставления. Что тело мое столько времени
выдерживало такую жизнь. Что не тронул ни Бенедикты, ни
Феодота, да и потом выздоравливал от любовной страсти. Что досадуя часто на Рустика, я
не сделал ничего лишнего, в чем потом раскаивался бы. Что мать, которой предстояло
умереть молодой, со мною прожила последние свои годы. Что всякий раз, когда я хотел
поддержать бедствующего или нуждающегося в чем-нибудь, никогда я не слышал, что у
меня нет средств для этого; и что самому мне не выпадала надобность у другого что-
нибудь брать. И что жена моя - сама податливость, и
сколько приветливости, неприхотливости. Что у детей довольно было хороших
воспитателей. Что в сновидениях дарована мне была помощь, не в последнюю очередь