у того, кто в море зашел за выступ:
тишина, спокойствие, ровные воды залива.
23. В отдельности любая деятельность, если она часом прекращена, ничуть не
страдает постольку, поскольку она прекратилась. И тот, кто сделал это деяние, никак не
пострадал постольку, поскольку оно прекратилось. Точно так же и совокупность всех
деяний, каковой является наша жизнь, если прекратится в свой час, то никак не страдает
постольку, поскольку она прекратилась. И тот, кто прекратил в свой час эту цепочку, не
получил зла в своем укладе. А час и предел дает природа, иногда собственная, если в
старости, и уж всегда -
общая, части которой превращаются, а мир в целом пребывает юным
и цветущим. А всегда прекрасно и своевременно все, что полезно
целому. Так вот прекращение жизни никому не зло, потому что оно
не постыдно, раз не по нашему выбору и необщественного не
содержит. А благо оно потому, что своевременно и приносит
пользу целому, а целое его приносит. Вот богоносец же тот, кто
несет себя путями бога и уносится собственным умом на эти пути.
24. Держать под рукой тройственное. Применительно к тому, что делаешь: не
наугад ли и не иначе ли, чем делала бы сама правда? А применительно к приходящему
извне - что оно либо
случайно, либо от промысла, и что нельзя ни на случайность
сетовать, ни промысл обвинять. Второе вот что: каково все от
семени до одушевления и от одушевления до того, как отдаст
душу, и смешение из чего здесь и распад во что. Третье: если
вознесясь на небо в высь глянешь на людское, увидишь, какая тут
поворотливость, а вместе и то приметишь, какова заселенность
воздуха и эфира; а еще, что сколько бы раз ни поднялся, увидишь
одно - кратковечное, единообразное. Чем ослеплены!
25. Выбрось признание - и спасен. А где тот, кто мешает выбрасывать?
26. Когда трудно переносишь что-нибудь, ты, значит, позабыл, что все происходит
по природе целого и что погрешность
- чужая, а еще о том, что все происходящее всегда так происходило, будет происходить
и повсюду происходит сейчас; о
том, каково родство человека со всем человеческим родом - тут не кровь и не семя, а
общность разума. И о том еще позабыл ты,
что разум каждого - бог, и проистек оттуда; о том, что ни у кого ничего нет
собственного, но и ребенок твой, и твое тело,
да и сама-то душа оттуда пришла; о том, что все признание; о том, что всякий жив только
в настоящем и только его теряет.
27. Упорно показывать себе тех, кто сверх меры роптал на что-нибудь; тех, кто
дошел до верха в великих успехах, несчастьях, ненависти или другой какой-нибудь
судьбе. Затем посмотреть: теперь где все это? дым да зола, слова, а то и не слова. Пусть и
всякое такое подумается, вроде как Фабий Катуллин в деревне, Лузий Луп в садах,
Стертиний в Байях, и Тиберий на Капри, и Велий Руф и вообще всякое небезразличие из
пустых мнений; и как недорого стоит вся эта напряженность, и насколько достойнее
философа при данной вещественности являть себя просто справедливым,
здравомысленным, следующим богу. Потому что нет хуже, чем ослепление,
неослепительно ослепленное.
28. Любопытствующим: 'где ты богов видел и откуда взял, что существуют они,
чтобы так их почитать?' Ну, во-первых, и глазами можно их видеть. Кроме того, я и души
своей не видал, а ведь чту же ее. Так и с богами: в чем вновь и вновь испытываю силу их,
чрез то постигаю, что они существуют, и вот благоговею.
29. Спасение жизни - всякую вещь рассматривать вполне, что она есть и что в ней
вещественное, а что причинное. И от
всей души поступать справедливо и правдиво говорить. Что
остается, кроме как вкусить жизни человека, связующего одно
благое деяние с другим так, чтобы и малейшего зазора между ними
не оставалось?
30. Един свет солнца, хоть и загораживают его стены, горы, тысячи других вещей.
Едино общее естество, хоть и перегорожено тысячами качественно различных тел. Едина
душа, хоть и на тысячи разгорожена пород и особых черт. Едина разумная душа, хоть и
кажется, что разделена. Так вот, одна часть упомянутого, как дыхание и предметы,
бесчувственны и не расположены друг к другу, но даже и в них есть ум и тяготение к
одному и тому же. А уж разумная тяга возникает особенно к единоплеменному, и
установившись, не преграждается общестрастие.
31. Ну что ты ищешь: жить долее? или ощущать? устремляться? вырасти? и вновь
перестать? разговаривать? раздумывать? Что тебе тут кажется достойным грусти, чтобы
тосковать о нем? Если же порознь презирать