Марк Аврелий

Размышления

у того, кто в море зашел за выступ:

тишина, спокойствие, ровные воды залива.

23. В отдельности любая деятельность, если она часом прекращена, ничуть не

страдает постольку, поскольку она прекратилась. И тот, кто сделал это деяние, никак не

пострадал постольку, поскольку оно прекратилось. Точно так же и совокупность всех

деяний, каковой является наша жизнь, если прекратится в свой час, то никак не страдает

постольку, поскольку она прекратилась. И тот, кто прекратил в свой час эту цепочку, не

получил зла в своем укладе. А час и предел дает природа, иногда собственная, если в

старости, и уж всегда -

общая, части которой превращаются, а мир в целом пребывает юным

и цветущим. А всегда прекрасно и своевременно все, что полезно

целому. Так вот прекращение жизни никому не зло, потому что оно

не постыдно, раз не по нашему выбору и необщественного не

содержит. А благо оно потому, что своевременно и приносит

пользу целому, а целое его приносит. Вот богоносец же тот, кто

несет себя путями бога и уносится собственным умом на эти пути.

24. Держать под рукой тройственное. Применительно к тому, что делаешь: не

наугад ли и не иначе ли, чем делала бы сама правда? А применительно к приходящему

извне - что оно либо

случайно, либо от промысла, и что нельзя ни на случайность

сетовать, ни промысл обвинять. Второе вот что: каково все от

семени до одушевления и от одушевления до того, как отдаст

душу, и смешение из чего здесь и распад во что. Третье: если

вознесясь на небо в высь глянешь на людское, увидишь, какая тут

поворотливость, а вместе и то приметишь, какова заселенность

воздуха и эфира; а еще, что сколько бы раз ни поднялся, увидишь

одно - кратковечное, единообразное. Чем ослеплены!

25. Выбрось признание - и спасен. А где тот, кто мешает выбрасывать?

26. Когда трудно переносишь что-нибудь, ты, значит, позабыл, что все происходит

по природе целого и что погрешность

- чужая, а еще о том, что все происходящее всегда так происходило, будет происходить

и повсюду происходит сейчас; о

том, каково родство человека со всем человеческим родом - тут не кровь и не семя, а

общность разума. И о том еще позабыл ты,

что разум каждого - бог, и проистек оттуда; о том, что ни у кого ничего нет

собственного, но и ребенок твой, и твое тело,

да и сама-то душа оттуда пришла; о том, что все признание; о том, что всякий жив только

в настоящем и только его теряет.

27. Упорно показывать себе тех, кто сверх меры роптал на что-нибудь; тех, кто

дошел до верха в великих успехах, несчастьях, ненависти или другой какой-нибудь

судьбе. Затем посмотреть: теперь где все это? дым да зола, слова, а то и не слова. Пусть и

всякое такое подумается, вроде как Фабий Катуллин в деревне, Лузий Луп в садах,

Стертиний в Байях, и Тиберий на Капри, и Велий Руф и вообще всякое небезразличие из

пустых мнений; и как недорого стоит вся эта напряженность, и насколько достойнее

философа при данной вещественности являть себя просто справедливым,

здравомысленным, следующим богу. Потому что нет хуже, чем ослепление,

неослепительно ослепленное.

28. Любопытствующим: 'где ты богов видел и откуда взял, что существуют они,

чтобы так их почитать?' Ну, во-первых, и глазами можно их видеть. Кроме того, я и души

своей не видал, а ведь чту же ее. Так и с богами: в чем вновь и вновь испытываю силу их,

чрез то постигаю, что они существуют, и вот благоговею.

29. Спасение жизни - всякую вещь рассматривать вполне, что она есть и что в ней

вещественное, а что причинное. И от

всей души поступать справедливо и правдиво говорить. Что

остается, кроме как вкусить жизни человека, связующего одно

благое деяние с другим так, чтобы и малейшего зазора между ними

не оставалось?

30. Един свет солнца, хоть и загораживают его стены, горы, тысячи других вещей.

Едино общее естество, хоть и перегорожено тысячами качественно различных тел. Едина

душа, хоть и на тысячи разгорожена пород и особых черт. Едина разумная душа, хоть и

кажется, что разделена. Так вот, одна часть упомянутого, как дыхание и предметы,

бесчувственны и не расположены друг к другу, но даже и в них есть ум и тяготение к

одному и тому же. А уж разумная тяга возникает особенно к единоплеменному, и

установившись, не преграждается общестрастие.

31. Ну что ты ищешь: жить долее? или ощущать? устремляться? вырасти? и вновь

перестать? разговаривать? раздумывать? Что тебе тут кажется достойным грусти, чтобы

тосковать о нем? Если же порознь презирать