Марк Аврелий

Размышления

Вещи стоят за дверьми, сами по себе, ничего о себе не знают, ничего не

заявляют. Что же заявляет о них? - Ведущее.

16. Не в переживаниях, а в деятельности добро и зло разумного гражданственного

существа, как и добродетель его и порочность в деятельности, а не в переживаниях.

17. Подброшенному камню упасть не зло, да и вверх взлететь не такое уж благо.

18. Пройди к ним внутрь в их ведущее - увидишь, кто судьи, которых боишься, и

как эти судьи себя же судят.

19. Все в превращении, и сам ты в вечном изменении, и в каком-нибудь отношении

да гибнешь. И весь мир так.

20. Проступок другого надо оставить там.

21. Прекращение деятельности, стремления; прерыв и как бы смерть признания -

не беда. Переходи теперь к возрасту: детскому, юношескому, к молодости, старости.

Ведь и тут всякая перемена - смерть. Что, страшно? Переходи к жизни, которую ты вел у

деда, потом у матери, затем у отца; и всюду находя еще и другие различия, превращения,

прекращения, спрашивай себя: что, страшно? А значит, то же и с прекращением,

прерывом и превращением всей твоей жизни.

22. Ты беги к ведущему: твоему, всеобщему, этого человека. К своему, чтобы оно

стало разумом правдолюбца; всеобщему - чтобы запомнить твердо, частью чего

являешься; к ведущему того человека, чтобы знать, ведает или не ведает, а заодно

осознать, что оно родственное.

23. Как ты сам - один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое

твое деяние пусть входит в состав

гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не

соотнесено - непосредственно или отдаленно - с общественным

назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть

единой; оно мятежно, как тот из народа, кто, в меру своих сил,

отступает от общего лада.

24. Детские распри, забавы; душонки, таскающие своих мертвецов, - перед тобой

действительный мир теней.

25. Обратись к качеству причинного и созерцай его, очертив границу с

вещественным; определи затем и наибольший срок, который природой дан этому именно

свойству.

26. Многое ты претерпел, не довольствуясь тем, чтобы твое ведущее делало то,

ради чего устроено. Довольно.

27. Если другой поносит тебя или ненавидит, если они что-то там выкрикивают,

подойди к их душам, пройди внутрь и взгляни, каково у них там. Увидишь, что не стоит

напрягаться, чтобы таким думалось о тебе что бы то ни было. Другое дело преданность

им - друзья по природе. И боги им помогают

всячески - снами, пророчествами; в том, разумеется, к чему те

не безразличны.

28. Таков мировой обиход - вверх вниз, из века в век. Мировой разум либо

устремляется на каждое дело, в каковом

случае принимай то, в чем его устремленность; или он только

однажды устремился, а остальное уже наследственно. Что - и в

чем? ведь некоторым образом не то атомы, не то амеры! И в

целом: если бог, то все хорошо, а если все наугад, то ты будь

не наугад. Вот покроет нас всех земля, а там уж ее превращение,

затем опять беспредельно будет превращаться, а потом снова

беспредельно. Пренебрежет всем смертным тот, кто осознает

приливы этих перемен и быстроту превращений.

29. Причинность - мощный поток, все увлекает. Как убоги и государственные эти

мужи, воображающие, что они философски действуют. Носы бы себе утерли! Знаешь

ли, друг, ты делай-ка то, чего от тебя сейчас требует природа. Устремляйся, если дается,

и не гляди кругом, знают ли. И на Платоново государство не надейся, довольствуйся,

если самую малость продвинется. И когда хоть такое получится - за малое не почитай.

Потому что основоположения их разве кто может изменить? А без перемены

основоположений, это всего лишь рабство стенающих, которые только притворяются

убежденными. Ты, давай, говори мне про Александра, Филиппа, про Деметрия

Фалерского. Увидят, как они усмотрели, чего хочет общая природа, и воспитали ль они

себя. Если они играли, то никто не приговорил меня им подражать. Просто и скромно

дело философа - не подталкивай меня к смешному ослеплению.

30. Сверху рассматривать эти великие тысячи стад и тысячи великих торжеств, и

как по-разному плывут в бурю и в тиши; и различия всего, что становится, настало,

перестало. Помысли и ту жизнь, что прожита до тебя, ту, что проживут после, и ту,

которой ныне живут дикие народы. Сколько тех, кто даже имени твоего не знает, и

сколькие скоро забудут тебя; сколько тех, кто сейчас, пожалуй, хвалит тебя, а завтра начн

; т поносить.