себе же самом ставит ниже чужого. Вот если бы бог стал с кем-нибудь рядом или
проницательный учитель и велели бы ничего не думать и не помышлять без того, чтобы,
чуть осознав, тут же и вслух произнести, так ведь никто этак и дня не выдержит. Значит
мы больше, чем самих себя, почитаем, что там про нас думают ближние.
5. Как же это боги, устроившие все прекрасно и человеколюбиво, не усмотрели
единственно того, что некоторые люди - притом самые надежные, как бы вверившие
божеству
наибольшие залоги и столь сжившиеся с божеством своими
праведными делами и священнодействиями - как только умрут
однажды, больше уж не родятся, а угасают всесовершенно? Так
вот, ежели оно и так, знай, что если бы надо было, чтоб было
как-нибудь иначе, то они бы так и сделали. Потому что если бы
это было справедливо, то было бы и возможно; и если бы по
природе было, принесла бы это природа. А что это не так, если
уж оно не так, это тебе залогом, что и не надо, чтоб было так.
Сам же видишь, как в этом лжеискании споришь с богом, а ведь мы с богами так не
разговаривали бы, не будь они наилучшими и наисправедливейшими. А если так, они
вряд ли в мироуст-роении пропустили несправедливость или безрассудную небрежность.
6. Упражняйся, хоть и не думаешь преуспеть. Вот и левая рука, во всем прочем по
непривычке праздная, узду держит крепче правой - к этому приучена.
7. Каким быть и душой, и телом надо, когда схватит смерть; про краткость жизни,
зев вечности позади и впереди, бессилие всякого вещества.
8. Сквозь кожуру созерцать причинностное, отнесенность деяний. Что боль,
наслаждение; что смерть, слава. Кто виноват, если лишил себя досуга. Что никому другой
не помеха. Что все -
признание.
9. А распоряжаться основоположениями надо, как в двоеборье, не как гладиаторы,
потому что тот кладет меч, орудие свое, и вновь берет, а у этого рука при себе, и ничего
не надо, знай действуй.
10. На такие дела смотреть, разделяя их на вещество, причинное, соотнесенность.
11. О том, какова власть человека не делать ничего, кроме такого, что будет
одобрено богом, и принимать все, что бог ему уделяет. Сообразно с природой.
12. Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни вольно, ни невольно), ни
на людей (эти не иначе, как невольно ). Сетовать, выходит, не на кого.
13. Как смешон и странен, кто изумляется чему бы то ни было, что происходит в
жизни.
14. Либо судьба с ее необходимостью и нерушимый порядок, либо милостивый
промысл, либо беспорядочная мешанина случайного. Так вот, если нерушимая
необходимость - что
противишься ей? если промысл, допускающий умилостивление, -
будь достоин божественной помощи. Если же не предводимая никем
мешанина, ликуй, что средь волн таких в самом тебе есть ведущий
ум. И если понесут тебя волны, пусть твое тело несут или
дыхание и прочее - ума не унесут.
15. Или пламя светильника светит, пока не погасят его, и не теряет сияния, а
истина, что в тебе, справедливость и благоразумие - угаснут прежде?
16. Если кто наводит на представление, будто погрешает: да точно ли я знаю, что
это погрешение? А если и погрешил, то сам же свершил над собой суд; и как это похоже
на то, чтобы себе самому выцарапал глаза. И еще: кто не хочет, чтобы дурной погрешал,
похож на того, кто не хочет, чтобы давала сок смоква на смоковнице, чтобы младенцы не
ревели, не ржал конь, и прочие неизбежности. Ну а что ему делать, раз состояние его
такое? Состояние излечи, если ты такой дошлый.
17. Не надлежит - не делай; не правда - не говори. Пусть твое устремление будет
устойчиво во всем.
18. Всегда смотреть так: а что оно такое - то, что производит твое представление,
и разворачивать его, расчленяя
на причинное, вещественное, соотнесенность и время, в пределах
которого должно будет ему прекратиться.
19. Почувствуй же наконец, что есть в тебе нечто более мощное и божественное,
чем то, что страсти производит или вообще тебя дергает. Каково сейчас мое разумение?
страха нет ли? подозрений? вожделения нет? чего-нибудь еще такого?
20. Во-первых, без произвола и с соотнесением. Второе, чтобы это не возводилось
к чему-либо другому кроме общественного назначения.
21. Что немного еще, и будешь никто и нигде, как и все, что теперь видишь, и все,
кто теперь живет. Ибо от природы все создано для превращений, обращений и гибели,
чтобы по нем рождалось другое.
22. Что все - от признания, а оно от тебя зависит. Так вот, сними, когда захочешь,
признание - и все, как