Марк Аврелий

Размышления

о

себе же самом ставит ниже чужого. Вот если бы бог стал с кем-нибудь рядом или

проницательный учитель и велели бы ничего не думать и не помышлять без того, чтобы,

чуть осознав, тут же и вслух произнести, так ведь никто этак и дня не выдержит. Значит

мы больше, чем самих себя, почитаем, что там про нас думают ближние.

5. Как же это боги, устроившие все прекрасно и человеколюбиво, не усмотрели

единственно того, что некоторые люди - притом самые надежные, как бы вверившие

божеству

наибольшие залоги и столь сжившиеся с божеством своими

праведными делами и священнодействиями - как только умрут

однажды, больше уж не родятся, а угасают всесовершенно? Так

вот, ежели оно и так, знай, что если бы надо было, чтоб было

как-нибудь иначе, то они бы так и сделали. Потому что если бы

это было справедливо, то было бы и возможно; и если бы по

природе было, принесла бы это природа. А что это не так, если

уж оно не так, это тебе залогом, что и не надо, чтоб было так.

Сам же видишь, как в этом лжеискании споришь с богом, а ведь мы с богами так не

разговаривали бы, не будь они наилучшими и наисправедливейшими. А если так, они

вряд ли в мироуст-роении пропустили несправедливость или безрассудную небрежность.

6. Упражняйся, хоть и не думаешь преуспеть. Вот и левая рука, во всем прочем по

непривычке праздная, узду держит крепче правой - к этому приучена.

7. Каким быть и душой, и телом надо, когда схватит смерть; про краткость жизни,

зев вечности позади и впереди, бессилие всякого вещества.

8. Сквозь кожуру созерцать причинностное, отнесенность деяний. Что боль,

наслаждение; что смерть, слава. Кто виноват, если лишил себя досуга. Что никому другой

не помеха. Что все -

признание.

9. А распоряжаться основоположениями надо, как в двоеборье, не как гладиаторы,

потому что тот кладет меч, орудие свое, и вновь берет, а у этого рука при себе, и ничего

не надо, знай действуй.

10. На такие дела смотреть, разделяя их на вещество, причинное, соотнесенность.

11. О том, какова власть человека не делать ничего, кроме такого, что будет

одобрено богом, и принимать все, что бог ему уделяет. Сообразно с природой.

12. Ни на богов нельзя сетовать (они-то не погрешают ни вольно, ни невольно), ни

на людей (эти не иначе, как невольно ). Сетовать, выходит, не на кого.

13. Как смешон и странен, кто изумляется чему бы то ни было, что происходит в

жизни.

14. Либо судьба с ее необходимостью и нерушимый порядок, либо милостивый

промысл, либо беспорядочная мешанина случайного. Так вот, если нерушимая

необходимость - что

противишься ей? если промысл, допускающий умилостивление, -

будь достоин божественной помощи. Если же не предводимая никем

мешанина, ликуй, что средь волн таких в самом тебе есть ведущий

ум. И если понесут тебя волны, пусть твое тело несут или

дыхание и прочее - ума не унесут.

15. Или пламя светильника светит, пока не погасят его, и не теряет сияния, а

истина, что в тебе, справедливость и благоразумие - угаснут прежде?

16. Если кто наводит на представление, будто погрешает: да точно ли я знаю, что

это погрешение? А если и погрешил, то сам же свершил над собой суд; и как это похоже

на то, чтобы себе самому выцарапал глаза. И еще: кто не хочет, чтобы дурной погрешал,

похож на того, кто не хочет, чтобы давала сок смоква на смоковнице, чтобы младенцы не

ревели, не ржал конь, и прочие неизбежности. Ну а что ему делать, раз состояние его

такое? Состояние излечи, если ты такой дошлый.

17. Не надлежит - не делай; не правда - не говори. Пусть твое устремление будет

устойчиво во всем.

18. Всегда смотреть так: а что оно такое - то, что производит твое представление,

и разворачивать его, расчленяя

на причинное, вещественное, соотнесенность и время, в пределах

которого должно будет ему прекратиться.

19. Почувствуй же наконец, что есть в тебе нечто более мощное и божественное,

чем то, что страсти производит или вообще тебя дергает. Каково сейчас мое разумение?

страха нет ли? подозрений? вожделения нет? чего-нибудь еще такого?

20. Во-первых, без произвола и с соотнесением. Второе, чтобы это не возводилось

к чему-либо другому кроме общественного назначения.

21. Что немного еще, и будешь никто и нигде, как и все, что теперь видишь, и все,

кто теперь живет. Ибо от природы все создано для превращений, обращений и гибели,

чтобы по нем рождалось другое.

22. Что все - от признания, а оно от тебя зависит. Так вот, сними, когда захочешь,

признание - и все, как