или бессвязно, между тем как надо, чтобы и самая малость сообразовалась с
некоторым назначением. А назначение существ разумных - следовать разуму и
установлениям старейшего града и
его государственности.
17. Срок человеческой жизни - точка; естество - текуче; ощущения - темны,
соединение целого тела - тленно; душа -
юла, судьба - непостижима, слава - непредсказуема. Сказать
короче: река - все телесное. слепота и сон - все душевное;
жизнь - война и пребывание на чужбине, а память после -
забвение. Тогда что способно сопутствовать нам? Одно и
единственное - философия. Она в том, чтобы беречь от глумления
и от терзаний поселенного внутри гения - того, что сильнее
наслаждения и боли, ничего не делает произвольно или лживо и
притворно, не нуждается в том, чтобы другой сделал что-нибудь
или не сделал; и который приемлет, что случается или уделено,
ибо оно идет откуда-то, откуда он сам; который, наконец,
ожидает смерти в кротости разумения, видя в ней не что иное,
как распад первостихий, из которых составляется всякое живое
существо. Ведь если для самих первостихий ничего страшного в
том, чтобы вечно превращаться во что-то другое, для чего тогда
нам коситься на превращение и распад всего? Оно же по природе,
а что по природе - не зло.
ТРЕТЬЯ КНИГА
Писано в Карнунте.
1. Высчитывать не только, как с каждым днем растрачивается жизнь и остается все
меньшая часть ее, - и то высчитай, что проживи человек дольше, неизвестно, достанет
ли у него силы-то ума для понимания вещей и того умозрения, которое заботится об
искушенности в божественном и человеческом. Ведь начнет же дуреть: дышать,
кормиться, представлять, устремляться и все такое будет без недостатка, а вот
располагать собой, в надлежащее по всем числам вникать, первопредставления
расчленять и следить за тем, не пора ли уже уводить себя и прочее, что нуждается в
разумной мощи, - это все раньше угасает. Значит должно нам спешить не оттого только,
что смерть становится все ближе, но и оттого, что понимание вещей и сознание
кончаются еще раньше.
2. Следует примечать и в том, что сопутствует происходящему по природе, некую
прелесть и привлекательность. Пекут, скажем, хлеб, и потрескались кое-где края - так
ведь
эти бугры, хоть несколько и противоречащие искусству пекаря,
тем не менее чем-то хороши и особенно возбуждают к еде. Или вот
смоквы лопаются как раз тогда, когда переспели; у перезрелых
маслин самая близость к гниению добавляет плодам какую-то
особенную красоту. Так и колосья, гнущиеся к земле, сморщенная
морда льва, пена из кабаньей пасти и многое другое, что далеко
от привлекательности, если рассматривать его отдельно, однако в
сопутствии с тем, что по природе, вносит еще более лада и душу
увлекает; поэтому кто чувствует и вдумывается поглубже, что
происходит в мировом целом, тот вряд ли хоть в чем-нибудь из
сопутствующего природе не найдет, что оно как-то приятно
слажено. Он и на подлинные звериные пасти станет смотреть с тем
же наслаждением, как и на те, что выставляются живописцами и
ваятелями как подражание; своими здравомысленными глазами он
сумеет увидеть красоту и некий расцвет у старухи или старика, и
притягательность новорожденного; ему встретится много такого,
что внятно не всякому, а только тому, кто от души расположен к
природе и ее делам.
3. Гиппократ, излечивший много болезней, заболел и умер. Халдеимногим
предрекли смерть, а потом их самих взял рок. Александр, Помпеи, Гай Цезарь, столько
раз до основания изничтожавшие города, сразившие в бою десятки тысяч конных и
пеших, потом и сами ушли из жизни. Гераклит, столько учивший об испламенении мира,
сам наполнился водой и, обложенный навозом, умер. Демокрита погубили вши, Сократа -
другие вши. Так что
же? - сел, поплыл, приехал, вылезай. Если для иной жизни, то и
там не без богов, а если в бесчувствии, то перестанешь
выдерживать наслаждение и боль и услужение сосуду, который тем
хуже, что сам он в услужении, ибо одно - разум и гений, другое
- земля и грязь.
4. Не переводи остаток жизни за представлениями о других, когда не соотносишь
это с чем-либо общеполезным. Ведь от другого-то дела откажешься, воображая, значит,
что делает такой-то и зачем бы, и что говорит, и что думает, и что такое замышляет и еще
много всякого, отчего сбивается внимание к собственному ведущему. Должно поэтому
уклоняться