разумению же безразлично то, что не является его деятельностью, а все, что есть
его деятельность, уже от него зависит. Впрочем, даже из этого оно озабочено лишь тем,
что в настоящем, ибо будущие его действия или прошлые также безразличны.
33. Не против природы труд для руки или ноги, покуда нога делает ножное, а рука
- все ручное. Точно так и человеку, как человеку, не против природы труд, пока он
делает человеческое. А не против природы, так и не беда.
34. Какими наслаждениями наслаждались насильники, развратники, терзатели
своих отцов, тираны.
35. Не видишь ты разве, как простые ремесленники, хоть и прилаживаются в какой-
то мере к обывателям, но тем не менее держатся разумения своего искусства и не отходят
от него. Так не страшно ли, если лекарь или строитель больше будут трепетать перед
разумением своего искусства, чем человек перед собственным разумом, который у него
един с богами?
36. Азия, Европа - закоулки мира. Целое море - для мира капля. Афон - комочек в
нем. Всякое настоящее во времени - точка для вечности. Малое все, непостоянное,
исчезающее. Все
оттуда идет, либо устремляясь прямо из общего ведущего, либо
как сопутствующее. И ль1 чная пасть, и отрава, и всякое
злодейство точно так же, как колючка или грязь, есть некое
последующее сопутствие тем строгим и прекрасным вещам. Так не
представляй же себе это чуждым тому, что ты чтишь. Нет, о
всеобщем источнике помышляй.
37. Кто видит нынешнее, все увидел, что и от века было и что будет в
беспредельности времен - ведь все единородно и
однообразно.
38. Чаще помышляй об увязанности всего, что есть в мире, и об отношении одного
к другому. Потому что некоторым образом все сплетается одно с другим и все поэтому
мило одно другому. Ведь одно другому сообразно благодаря напряженному движению,
единодыханию и единению естества.
39. Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали
люди, тех люби, да искренно!
40. Орудие, приспособление, горшок любой, если делает, ради чего устроен, так и
ладно. А ведь их устроитель, где он? В том же, что соединено природой, живет внутри
устроившая все сила. Оттого и надо особенно перед ней трепетать и полагать, чго если ты
ведешь жизнь, следуя ее воле, то и тебе всецело по уму, и у всецелого все по уму.
41. Если положишь себе за благо или зло что-нибудь, что не в твоей воле, то, как
только будешь ввергнут в такую беду или не дается тебе такое вот благо, неизбежно
станешь бранить богов, а людей ненавидеть за то, что стали или, как ты подозреваешь,
могут стать причиной того, что ты ввергнут или не далось. И много же мы творим зла из-
за такого различения. Если же будем заниматься только тем благом и злом, что зависят от
нас, то нет никакой причины ни бога винить, ни на человека восстать как на врага.
42. Все мы служим единому назначению, одни сознательно и последовательно,
другие - не сознавая. Вроде того, как
Гераклит называет и спящих работниками и сотрудниками мировых событий. Всякий
здесь трудится по-своему, и с избытком - тот,
кто сетует и пытается противостоять и уничтожать то, что сбывается, потому что и в
таком нуждается мир. Ты пойми уж на будущее, с кем становишься в ряд. Потому что
тот, всем управляющий, в любом случае распорядится тобой прекрасно и примет тебя как
некую часть в сотрудничество и содействие. Смотри только, не стань такой частью, как
дешевый смехотворный стих в пьесе, о каком говорит Хрисипп.
43. Разве солнце берется за дело дождя? или Асклепий за дело Плодоносящей? а
звезды? отличаясь одна от другой, не сотрудничают ли в одном деле?
44. Если уж боги рассудили обо мне и о том, что должно со мной случиться, так
хорошо рассудили - ведь трудно и помыслить
безрассудное божество, а стремиться мне зло делать какая ему
причина? ну какой прок в этом им или тому общему, о коем всего
более их промысл? И если они обо мне в отдельности не
рассудили, то про общее уж конечно рассудили, так что я должен
как сопутствующее и то, что со мной сбывается, принять
приветливо и с нежностью. Если же нет у них ни о чем
рассуждения (верить такому неправедно), то давайте ни жертв не
станем приносить им, ни молиться, ни клясться ими, и ничего,
что делаем так, будто боги здесь и живут с нами вместе. И если
они не рассуждают ни о чем, что для нас важно, тогда можно мне
самому рассудить, что мне полезно. А полезно каждому то, что по
его строению и природе, моя же