Марк Аврелий

Размышления

разумению же безразлично то, что не является его деятельностью, а все, что есть

его деятельность, уже от него зависит. Впрочем, даже из этого оно озабочено лишь тем,

что в настоящем, ибо будущие его действия или прошлые также безразличны.

33. Не против природы труд для руки или ноги, покуда нога делает ножное, а рука

- все ручное. Точно так и человеку, как человеку, не против природы труд, пока он

делает человеческое. А не против природы, так и не беда.

34. Какими наслаждениями наслаждались насильники, развратники, терзатели

своих отцов, тираны.

35. Не видишь ты разве, как простые ремесленники, хоть и прилаживаются в какой-

то мере к обывателям, но тем не менее держатся разумения своего искусства и не отходят

от него. Так не страшно ли, если лекарь или строитель больше будут трепетать перед

разумением своего искусства, чем человек перед собственным разумом, который у него

един с богами?

36. Азия, Европа - закоулки мира. Целое море - для мира капля. Афон - комочек в

нем. Всякое настоящее во времени - точка для вечности. Малое все, непостоянное,

исчезающее. Все

оттуда идет, либо устремляясь прямо из общего ведущего, либо

как сопутствующее. И ль1 чная пасть, и отрава, и всякое

злодейство точно так же, как колючка или грязь, есть некое

последующее сопутствие тем строгим и прекрасным вещам. Так не

представляй же себе это чуждым тому, что ты чтишь. Нет, о

всеобщем источнике помышляй.

37. Кто видит нынешнее, все увидел, что и от века было и что будет в

беспредельности времен - ведь все единородно и

однообразно.

38. Чаще помышляй об увязанности всего, что есть в мире, и об отношении одного

к другому. Потому что некоторым образом все сплетается одно с другим и все поэтому

мило одно другому. Ведь одно другому сообразно благодаря напряженному движению,

единодыханию и единению естества.

39. Какие уж привелись обстоятельства, к тем и прилаживайся, и какие выпали

люди, тех люби, да искренно!

40. Орудие, приспособление, горшок любой, если делает, ради чего устроен, так и

ладно. А ведь их устроитель, где он? В том же, что соединено природой, живет внутри

устроившая все сила. Оттого и надо особенно перед ней трепетать и полагать, чго если ты

ведешь жизнь, следуя ее воле, то и тебе всецело по уму, и у всецелого все по уму.

41. Если положишь себе за благо или зло что-нибудь, что не в твоей воле, то, как

только будешь ввергнут в такую беду или не дается тебе такое вот благо, неизбежно

станешь бранить богов, а людей ненавидеть за то, что стали или, как ты подозреваешь,

могут стать причиной того, что ты ввергнут или не далось. И много же мы творим зла из-

за такого различения. Если же будем заниматься только тем благом и злом, что зависят от

нас, то нет никакой причины ни бога винить, ни на человека восстать как на врага.

42. Все мы служим единому назначению, одни сознательно и последовательно,

другие - не сознавая. Вроде того, как

Гераклит называет и спящих работниками и сотрудниками мировых событий. Всякий

здесь трудится по-своему, и с избытком - тот,

кто сетует и пытается противостоять и уничтожать то, что сбывается, потому что и в

таком нуждается мир. Ты пойми уж на будущее, с кем становишься в ряд. Потому что

тот, всем управляющий, в любом случае распорядится тобой прекрасно и примет тебя как

некую часть в сотрудничество и содействие. Смотри только, не стань такой частью, как

дешевый смехотворный стих в пьесе, о каком говорит Хрисипп.

43. Разве солнце берется за дело дождя? или Асклепий за дело Плодоносящей? а

звезды? отличаясь одна от другой, не сотрудничают ли в одном деле?

44. Если уж боги рассудили обо мне и о том, что должно со мной случиться, так

хорошо рассудили - ведь трудно и помыслить

безрассудное божество, а стремиться мне зло делать какая ему

причина? ну какой прок в этом им или тому общему, о коем всего

более их промысл? И если они обо мне в отдельности не

рассудили, то про общее уж конечно рассудили, так что я должен

как сопутствующее и то, что со мной сбывается, принять

приветливо и с нежностью. Если же нет у них ни о чем

рассуждения (верить такому неправедно), то давайте ни жертв не

станем приносить им, ни молиться, ни клясться ими, и ничего,

что делаем так, будто боги здесь и живут с нами вместе. И если

они не рассуждают ни о чем, что для нас важно, тогда можно мне

самому рассудить, что мне полезно. А полезно каждому то, что по

его строению и природе, моя же