Эпиктетов! Это же пусть явится тебе и обо всяком другом и человеке, и деле.
20. Меня одно-единственное касается: как бы самому мне не сделать такого, чего
не желает строение человека, или так, как оно не желает, или чего сейчас не желает.
21. Недалеко забвение: у тебя - обо всем и у всего - о тебе.
22. Любить и тех, кто промахнулся, - это свойственно человеку. А это получится,
если учтешь и то, что все - родные, заблуждаются в неведении и против своей воли, и
что вы скоро
умрете оба, а более всего, что не повредил он тебе, ибо ведущее
твое не сделал хуже, чем оно было прежде.
23. Природа целого из всего, что есть, словно из воска, слепила коня какого-
нибудь, потом смешала это и взяла вещество для древесной природы, а там, положим, для
человека, после еще на что-нибудь. И всякий раз это очень ненадолго. И не страшнее
ларцу быть сломанным, чем быть собранным.
24. Озлобленное лицо очень уж не согласно с природой; если она часто замирает
или является видимостью, она в конце концов угаснет, так что невозможно будет ее
разжечь. Поэтому старайся осознавать, что это противно разуму. Ведь если уйдет
ощущение своего заблуждения, тогда жить зачем?
25. Все, что видишь, вот-вот будет превращено природой-распорядительницей
всего; она сделает из того же естества другое, а из того еще другое, чтобы вечно юным
был мир.
26. Если кто чем-нибудь погрешил против тебя, сразу подумай: что он, делая это,
признавал добром и злом? Это усмотрев, пожалеешь его без изумления или гнева. Ведь
либо ты и сам еще считаешь добром то же или почти то же самое, что и он
- тогда надо прощать; либо ты уже не признаешь добром и злом всякое такое, и тогда
тебе не так уж трудна будет
благожелательность к менее зоркому.
27. Не мыслить отсутствующее как уже существующее; счесть, сколько
превосходного в настоящем, и в связи с этим напоминать себе, как бы оно желанно было,
если б его не было. С другой стороны, остерегайся, как бы вот этак радуясь, не
привыкнуть тебе настолько это ценить, чтобы смутиться, утратив это.
28. Крепись в себе самом. Разумное ведущее по природе самодостаточно, если
действует справедливо и тем самым хранит тишину.
29. Сотри представление. Не дергайся. Очерти настоящее во времени. Узнай, что
происходит, с тобой ли или с другим. Раздели и расчлени предметы на причинное и
вещественное. Помысли о последнем часе. Неправо содеянное оставь там, где была
неправота.
30. Сопутствовать мыслью тому, что говорится. Погружать мысль в то, что
происходит и производит.
31. Просветлись простотой, скромностью и безразличием к тому, что среднее
между добродетелью и пороком. Полюби человеческую природу. Следуй за богом.
Говорит философ: Всецело по обычаю, а по правде только первостихии. Но довольно
помнить: Всецелое - по своему обычаю. Вот уж совсем мало.
32. О смерти: или рассеянье, если атомы, или единение, и тогда либо угасание,
либо переход.
33. О боли: что непереносимо, уводит из жизни, а что затянулось, переносимо. И
мысль через обретение себя сохраняет свою тишину, и ведущее не станет хуже. А раз уж
какие-то части пострадали от боли, то пусть, если могут, сами заявят об этом.
34. О славе. Рассмотри их разумение, каково оно, чего избегает и за чем гонится. А
еще: как морской песок опять и опять ложится поверх прежнего, так прежнее в жизни
быстро заносится новым.
35. 'У кого есть мысль великолепная и созерцающая время и бытие в целом, тому
человеческая жизнь представится ли, как ты думаешь, чем-нибудь значительным? -
Исключено, сказал тот. -
Так, видно, и смерть для такой мысли не покажется чем-то ужасным? - Ни в коем случае'.
36. Творя добро, слыть дурным - царственно.
37. Безобразно, когда послушное лицо соблюдает вид и порядок по воле разумения,
а в самом-то разумении ни вида, ни порядка.
38. На ход вещей нам гневаться не следует - Что им за дело? !
39. Дай же бессмертным богам и нам, земнородным, отраду.
40. Жизнь пожинать, как в пору зрелый злак, - Того уж нет, а тот стоит.
41. Пренебрегли детьми и мною боги - что ж, Знать, есть и в этом смысл.
42. Ибо благо со мной и правда со мной.
43. Не рыдай с другим, не задыхайся.
44. 'А я, пожалуй, справедливо отвечу ему таким словом, что нехорошо ты, друг,
считаешь, если думаешь, что человек, который вообще на что-нибудь годен, должен
прикидывать, жить ему или умереть (от чего проку мало), а не смотреть единственно на
то, справедливо ли он действует или несправедливо, как достойный человек или дурной'.
45. 'В том, мужи афиняне,