к рабам? ко всем ли у тебя до сих пор
получается: 'Не совершить ничего беззаконно и не сказать'? Вспомни и то, что ты уже
прошел и на что тебя уже хватило, и что теперь полное у тебя знание жизни и что это
последнее твое служение, и сколько прекрасного ты видел и сколько раз пренебрег
наслаждениями или болью, сколько славы не взял, к скольким недобрым был добр.
32. Как могут души неискушенные и невежественные смущать искушенную и
сведущую! А какая душа искушена и сведуща? Та, которая знает начало, назначение и
разум, который проходит сквозь все естество и через целую вечность, по определенным
кругооборотам всем управляя.
33. Недолго, и стану пепел или кости, может имя, а то и не имя. А имя-то - звук и
звон, да и все, что ценимо в жизни, - пусто, мелко, гнило; собачья грызня, вздорные
дети - только смеялись и уж плачут. А верность, стыд, правда, истина 'на Олимп с
многопутной земли улетели'. Что же тогда и держит здесь, раз ощущаемое нестойко и
так легко превращается, чувства темны и ложновпечатлительны, а и сама-то душа -
испарение крови. Слава у таких - пустое. Так что же? Готовишься с кротостью либо
угаснуть, либо перейти. А пока не пришел срок, чем довольствоваться? Чем же иным,
кроме как чтить и славить богов, а людям делать добро. Выдерживай их, воздерживайся
от них. А что не находится в пределах твоей плоти и дыханья, об этом помни, что оно
не твое и не от тебя зависит.
34. В любой час можно обрести благое течение, раз уж можно идти благим путем,
раз уж можно путем признавать и действовать. Две вещи общие душе бога, и человека, и
всякого разумного существа: не знать помехи от другого, а еще то, чтобы видеть благо в
душевном складе и деянии правдолюбца и на этом завершать желание.
35. Если это не мой порок и не деятельность, сообразная моему пороку, и нет вреда
от этого общему, зачем я не безразличен к этому? Ну, а что вредит общему?
36. Не предаваться всецело власти представлений, а быть по возможности
бдительным к их ценности, и даже если они сошли до средних вещей. не воображай, что
тут вред - плохая это
привычка. Нет, как старик, уходя, забирает у воспитанника юлу,
памятуя, что это юла, так и здесь; а не то будешь вопить, как с
подмостков: - Человек, да ты не забыл ли, что это такое? -
Нет. Но они так об этом усердствуют. - Так значит и тебе стать глупцом? Наконец-то,
где бы меня ни прихватило, я стал благополучный человек. Благополучный - значит
такой, кто избрал себе благую участь, а благая участь - это благие развороты души,
благие устремления, благие деянья.
ШЕСТАЯ КНИГА
1. Естество целого послушно и податливо, а у разума, им управляющего, нет
никакой причины творить зло, потому что в нем нет зла, и не творит он зла, и ничто от
него вреда не терпит. А ведь по нему все происходит и вершится.
2. Считай безразличным, зябко ли тебе или жарко, если ты делаешь, что подобает;
и выспался ли ты при этом или клонится твоя голова, бранят тебя или же славят,
умираешь ли ты или занят иным образом, потому что и умирать - житейское дело, а
значит и тут достаточно, если справишься с настоящим.
3. Гляди внутрь; пусть в любом деле не ускользнет от тебя ни собственное его
качество, ни ценность.
4. Все предметы так скоро превращаются и либо воскурятся, если уж естество
едино, либо рассыплются.
5. Управляющий разум знает, по какому расположению и что делает, и с каким
веществом.
6. Лучший способ защититься - не уподобляться.
7. Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния
переходить к общественному деянию, памятуя о боге.
8. Ведущее это то, что себя же будит, преобразует, делает из себя, что только
хочет, да и все, что происходит, заставляет представляться таким, каким само хочет.
9. Все вершится согласно природе целого - а не какой-нибудь другой,
окружающей извне или извне окруженной или
же отделенной вовне.
10. Либо мешанина, и переплетение, и рассеянье, либо единение, и порядок, и
промысл. Положим, первое. Что же я тогда жажду пребывать в этом случайном
сцеплении, в каше? О чем же мне тогда и мечтать, как не о том, что вот наконец-то 'стану
землею'. Что ж тут терять невозмутимость - уж придет ко мне
рассеянье, что бы я там ни делал. Ну а если другое - чту и
стою крепко и смело вверяюсь всеправителю.
11. Если обстоятельства как будто бы вынуждают тебя прийти в смятение, уйди
поскорее в себя, не отступая от лада более, чем ты вынужден, потому что ты скорее