и правда - где кто-либо сам же себя сочтет за лучшее
поставить или где его поставит начальник,
там, думается мне, ему и встречать опасность, не принимая в
расчет смерть или другое что, а только постыдное'.
46. 'А ты взгляни-ка, счастливец: разве смелое и благое - в том, чтоб сохранять и
сохраняться? Вот от этого-то, чтобы жить, скажем, столько-то времени, настоящему
человеку надо отказаться и не дрожать за жизнь, но вверившись в этом деле богам и
поверив старухам, что от судьбы никуда не уйдешь, думать больше о том, как бы
положенный срок прожить как можно достойнее'.
47. Смотреть на бег светил, ведь и ты бежишь вместе, и мыслить непрестанно о
превращении одной стихии в другую. Ибо такие представления очищают от праха земной
жизни.
48. Прекрасно это у Платона. И когда о людях судишь, надо рассматривать все
наземное как бы откуда-то сверху: поочередно стада, войска, села, свадьбы, разводы,
рождение и смерть, толчею в судах, пустынные места, пестрые варварские народы,
праздники, плач, рынки, совершенную смесь и складывающийся из противоположностей
порядок.
49. Вновь видеть то, что уже прошло. Сколько держав пережили превращение!
Видеть вперед, что будет - тоже
возможно. Оно ведь конечно будет единообразно и не уйдет от
лада настоящего. Оттого и равно, изучать ли жизнь человеческую
сорок лет или же тысячелетиями. Ну что еще ты увидишь?
50.. . . И то, что землей рождено,
В нее же уйдет, а эфира дитя
Вернется обратно в небесный предел
или так:
распадение переплетений атомов и какое-то такое расточение бесчувственных
первостихий.
51. Еще:
Едой, питьем и разными заклятьями
Поток отводят, смерти уклоняются. . .
А бурю, рожденную в лоне богов,
Сносить суждено нам без жалоб.
52. Скорее стремящийся возобладать, чем служить общественно; не почтительный,
не подчинившийся происходящему, не снисходительный к недосмотрам ближних.
53. Там, где можно свершить дело по общему богам и людям разуму, там ничего
нет страшного. Потому что где дано получить потребное от блаженно шествующей и
поступающей сообразно с устроением деятельности, там не подозревай никакого худа.
54. От тебя везде и всегда зависит и благочестиво принимать как благо то, что
сейчас с тобой происходит, и справедливо относиться к тем людям, что сейчас с тобой, и
обращаться по правилам искусства с тем представлением, которое у тебя сейчас, для того
чтобы не вкралось что-нибудь, что не постигательно.
55. Не оглядывайся на чужое ведущее, а прямо на то смотри, к чему тебя природа
ведет: природа целого с помощью того, что с тобой случается, а твоя - с помощью того,
что надлежит тебе делать. А надлежит то, что сообразно устроению каждого,
устроено же все прочее ради существ разумных, как и вообще худшее ради лучшего,
а разумные существа - друг ради друга. Так вот, первостепенным в человеческом
устроении является общественное. Второе - неподатливость перед телесными
переживаниями, ибо свойство разумного и духовного движения - определять свои
границы и никогда не уступать движениям чувств и устремлений, так как эти последние
животны, духовное же движение хочет первенствовать, а не быть под властью. И по
праву - ведь ему от природы дано ими всеми распоряжаться. Третье в разумном
устроении - неопрометчивость и проницательность. Так вот, держась этого, пусть
ведущее шествует прямо и всем своим владеет.
56. А теперь нужно остаток жизни прожить по природе, как если бы ты, отжив
свое, уже умер.
57. Любить только то, что тебе выпало и отмерено. Что уместнее этого?
58. При каждом событии иметь перед глазами тех, с кем случалось то же самое, а
потом они сетовали, удивлялись, негодовали. А теперь где они? Нигде. Что же, и ты так
хочешь? а не так, чтобы оставить чужие развороты души тем, кто разворачивает или
разворачивается, а самому всецело заняться тем, как распорядиться этими событиями?
Ведь распорядишься прекрасно, и это будет твой материал. Только держись и желай быть
прекрасен перед самим собой, что бы ты ни делал. И помни как о том, так и о другом -
небезразлично то, от кого деяние.
59. Внутрь гляди, внутри источник блага, и он всегда может пробиться, если
будешь всегда его откапывать.
60. Надо, чтобы и тело было собранным и не разбрасывалось, будь то в движении
или в покое. Ведь подобно тому как мысль выражается на лице, сберегая его
осмысленность и благообразие, так и от всего тела должно