Марк Аврелий

Размышления

не

понуждает ее рождать что-либо ей же вредное. Так вот, памятуя,

что я часть такого целого, все, что происходит - приму как

благо. Ну а поскольку природно я расположен к частям мне

единородным, не стану делать ничего необщественного -

напротив, скорее буду вникать в тех, кто мне единороден, и

обращу всякое свое устремление к общей пользе, а от противного

отвращу сь. И если все идет таким образом, жизнь непременно

станет благотекущей - точно так, как мыслится благотекущая

жизнь гражданина, шествующего делами, полезными для сограждан,

и принимающего все, что ни уделит ему город.

7. Частям целого, говорю я, всем, что объемлются мирозданием, погибать -

неизбежно. Пусть мы так скажем вместо

'изменяться'. Так вот, говорю я, если это беда и неизбежность,

то целое, пожалуй, нехорошо повело дело, раз части переходят в

иное, а устроены были небезразлично к тому, чтобы погибать.

Природа, значит, сама предприняла злое для своих же частей, сотворила их

подверженными злу и ввергнутыми в него с неизбежностью; или не усмотрела, как нечто

такое произошло, -

невероятно ни то, ни другое. А если кто откажется от природы и вместе с тем будет

толковать, что все это лишь естественно, то и этак смешно: говорить, что естественно

частям целого превращаться, и тут же изумляться и негодовать на что-нибудь, как если

бы оно было нечто противное природе, и это при том, что распадается всякая вещь на то,

из чего составлена. А ведь либо рассеяние первостихий, из которых я составлен, либо

обращение твердого в земляное, а всякого дыхания в воздушное, так что и они

приемлются в разум целого, которое то ли испламеняется в кругообращениях, то ли

обновляется в вечном обмене. Не представляй себе ни твердое, ни дыхание как нечто

первородное, потому что все это стеклось не то вчера, не то третьего дня из пищи и

втягиваемого воздуха. Превращается, значит, то, что получено, а не то, что мать родила.

Предположи другое - слишком свяжет тебя с частными свойствами, которые,

пожалуй, ничего не стоят рядом с тем, о чем мы здесь говорим.

8. Положив себе эти имена: добротный, достойный, доподлинный; осмысленный,

единомысленный, свободомысленный, -

смотри, держись, не переименовывайся, не нарушай их и поскорее

к ним восходи. Помни, что осмысленность означала у тебя

проницательное рассмотрение всякой вещи и нерассеянность;

единомыслие - добровольное приятие того, что уделяет общая

природа; свободомыслие - свободу мыслящей части от гладкого

или шероховатого движения плоти, от славы, смерти и прочее. Так

вот, если соблюдешь себя при этих именах, ничуть не цепляясь за

то, чтобы и другие называли вещи так же, и сам будешь другой, и

вступишь в другую жизнь. Потому что быть и дальше таким, каким

ты был до сих пор, и в такой жизни мотаться и мараться - это в

пору разве что бесчувственному и жизнелюбцу вроде тех

полурастерзанных борцов, которые изранены зверьми, изгрызаны, а

все-таки просят, чтобы их оставили до завтра и в таком же виде

бросили в те же когти и в ту же пасть. Нет, ты взойди на

немногие эти имена и если можешь стоять на них, стой, подобный

тому, кто переселился на острова блаженных; ну а почувствуешь,

что соскальзываешь и что не довольно в тебе сил, спокойно зайди

в какой-нибудь закоулок, какой тебе по силам, а то и совсем

уйди из жизни - без гнева, просто, благородно и скромно, хоть

одно это деяние свершив в жизни, чтобы вот так уйти. А помнить

эти имена тебе очень поможет, если будешь помнить богов, и как

они не того хотят, чтоб угодничали перед ними, а того, чтобы

уподоблялось им все разумное. И чтобы смоковница делала, что

положено смоковнице, собака - что собаке, пчела - что пчеле,

человек - что человеку.

9. Балаган, сеча, перепуг, оцепенелость, рабство - и день за днем будут стираться

те священные основоположения, которые ты как наблюдатель природы представил себе и

принял. А пора уж тебе так на все смотреть и так делать, чтобы сразу и с

обстоятельствами справляться, как надо, и созерцание осуществлять, и

уверенность, рождающуюся из знания всяческих вещей, хранить сокрытой, а не

скрытничать. Нет, когда ты вкусишь простоты? когда значительности? когда

распознания во всяком деле, что оно по естеству, каково его место в мире и на какое

время оно рождено природой, из чего состоит, благодаря чему способно существовать и

какие силы могут и давать его, и отнимать?

10.