не
понуждает ее рождать что-либо ей же вредное. Так вот, памятуя,
что я часть такого целого, все, что происходит - приму как
благо. Ну а поскольку природно я расположен к частям мне
единородным, не стану делать ничего необщественного -
напротив, скорее буду вникать в тех, кто мне единороден, и
обращу всякое свое устремление к общей пользе, а от противного
отвращу сь. И если все идет таким образом, жизнь непременно
станет благотекущей - точно так, как мыслится благотекущая
жизнь гражданина, шествующего делами, полезными для сограждан,
и принимающего все, что ни уделит ему город.
7. Частям целого, говорю я, всем, что объемлются мирозданием, погибать -
неизбежно. Пусть мы так скажем вместо
'изменяться'. Так вот, говорю я, если это беда и неизбежность,
то целое, пожалуй, нехорошо повело дело, раз части переходят в
иное, а устроены были небезразлично к тому, чтобы погибать.
Природа, значит, сама предприняла злое для своих же частей, сотворила их
подверженными злу и ввергнутыми в него с неизбежностью; или не усмотрела, как нечто
такое произошло, -
невероятно ни то, ни другое. А если кто откажется от природы и вместе с тем будет
толковать, что все это лишь естественно, то и этак смешно: говорить, что естественно
частям целого превращаться, и тут же изумляться и негодовать на что-нибудь, как если
бы оно было нечто противное природе, и это при том, что распадается всякая вещь на то,
из чего составлена. А ведь либо рассеяние первостихий, из которых я составлен, либо
обращение твердого в земляное, а всякого дыхания в воздушное, так что и они
приемлются в разум целого, которое то ли испламеняется в кругообращениях, то ли
обновляется в вечном обмене. Не представляй себе ни твердое, ни дыхание как нечто
первородное, потому что все это стеклось не то вчера, не то третьего дня из пищи и
втягиваемого воздуха. Превращается, значит, то, что получено, а не то, что мать родила.
Предположи другое - слишком свяжет тебя с частными свойствами, которые,
пожалуй, ничего не стоят рядом с тем, о чем мы здесь говорим.
8. Положив себе эти имена: добротный, достойный, доподлинный; осмысленный,
единомысленный, свободомысленный, -
смотри, держись, не переименовывайся, не нарушай их и поскорее
к ним восходи. Помни, что осмысленность означала у тебя
проницательное рассмотрение всякой вещи и нерассеянность;
единомыслие - добровольное приятие того, что уделяет общая
природа; свободомыслие - свободу мыслящей части от гладкого
или шероховатого движения плоти, от славы, смерти и прочее. Так
вот, если соблюдешь себя при этих именах, ничуть не цепляясь за
то, чтобы и другие называли вещи так же, и сам будешь другой, и
вступишь в другую жизнь. Потому что быть и дальше таким, каким
ты был до сих пор, и в такой жизни мотаться и мараться - это в
пору разве что бесчувственному и жизнелюбцу вроде тех
полурастерзанных борцов, которые изранены зверьми, изгрызаны, а
все-таки просят, чтобы их оставили до завтра и в таком же виде
бросили в те же когти и в ту же пасть. Нет, ты взойди на
немногие эти имена и если можешь стоять на них, стой, подобный
тому, кто переселился на острова блаженных; ну а почувствуешь,
что соскальзываешь и что не довольно в тебе сил, спокойно зайди
в какой-нибудь закоулок, какой тебе по силам, а то и совсем
уйди из жизни - без гнева, просто, благородно и скромно, хоть
одно это деяние свершив в жизни, чтобы вот так уйти. А помнить
эти имена тебе очень поможет, если будешь помнить богов, и как
они не того хотят, чтоб угодничали перед ними, а того, чтобы
уподоблялось им все разумное. И чтобы смоковница делала, что
положено смоковнице, собака - что собаке, пчела - что пчеле,
человек - что человеку.
9. Балаган, сеча, перепуг, оцепенелость, рабство - и день за днем будут стираться
те священные основоположения, которые ты как наблюдатель природы представил себе и
принял. А пора уж тебе так на все смотреть и так делать, чтобы сразу и с
обстоятельствами справляться, как надо, и созерцание осуществлять, и
уверенность, рождающуюся из знания всяческих вещей, хранить сокрытой, а не
скрытничать. Нет, когда ты вкусишь простоты? когда значительности? когда
распознания во всяком деле, что оно по естеству, каково его место в мире и на какое
время оно рождено природой, из чего состоит, благодаря чему способно существовать и
какие силы могут и давать его, и отнимать?
10.