против кровохарканья и головокружений, и как это поможет в Кайете. И что, возмечтав о
философии, не попал я на софиста какого-нибудь и не засел с какими-нибудь
сочинителями да за разбор силлогизмов; и не занялся внеземными явлениями. Ибо все это
'в богах имеет нужду и в судьбе'.
ВТОРАЯ КНИГА
Писано в области квадов близ Грана.
1. С утра говорить себе наперед: встречусь с суетным, с неблагодарным, дерзким, с
хитрецом, с алчным, необщественным. Все это произошло с ними по неведению добра и
зла. А я усмотрел в природе добра, что оно прекрасно, а в природе зла, что оно постыдно,
а еще в природе погрешающего, что он родствен мне -
не по крови и семени, а причастностью к разуму и божественному
наделу. И что ни от кого из них не могу я потерпеть вреда -
ведь в постыдное никто меня не ввергает. а на родственного не
могу же я сердиться или держаться в стороне от него, раз мы
родились для общего дела, как ноги и руки, как ресницы, как
верхний ряд зубов и ряд нижний. Так вот: противодействовать
другому противно природе, а негодовать и отвращаться - это
противодействие.
2. Что бы я ни был такое - все это плоть, дыханье и ведущее. Брось книги, не
дергайся - не дано. Нет, как если б ты уже умирал, пренебреги плотью; она грязь, кости,
кровянистая
ткань, сплетение жил, вен, протоков. Посмотри и на дыханье: что
оно такое? дуновение, да и не постоянное, а то изрыгаемое, то
заглатываемое вновь. Ну а третье - ведущее. Так сообрази вот
что: ты уже стар; не позволяй ему и дальше рабствовать и дальше
дергаться в необщественных устремлениях, а перед судьбой и
дальше томиться настоящим или погружаться в грядущее.
3. Что от богов, полно промысла; что от случая - тоже не против природы или
увязано и сплетено с тем, чем управляет
промысл. Все течет - оттуда; и тут же неизбежность и польза
того мирового целого, которого ты часть. А всякой части природы
хорошо то, что приносит природа целого и что ту сохраняет.
Сохраняют же мир превращения, будь то первостихий или же их соединений. Прими это
за основоположения, и довольно с тебя. А жажду книжную брось и умри не ропща, а
кротко, подлинно и сердечно благодарный богам.
4. Помни, с каких пор ты откладываешь это и сколько уже раз, получив от богов
отсрочку, ты не воспользовался ею. А пора уж тебе понять, какого мира ты часть и какого
мироправителя истечение, и очерчен у тебя предел времени; потратишь его, чтобы так и
не просветлиться душой - оно уйдет, ты уйдешь, и
уж не придется больше.
5. С мужеской, с римской твердостью помышляй всякий час, чтобы делать то, что в
руках у тебя, с надежной и ненарочитой значительностью, приветливо, благородно,
справедливо, доставив себе досуг от всех прочих представлений. А доставишь, если
станешь делать всякое дело будто последнее в жизни, удалившись от всего случайного и
не отвращаясь под влиянием страсти от решающего разума, вдали от притворства,
себялюбия, неприятия сопутствующих решений судьбы. Видишь, сколь немногим
овладев, можно повести благотекущую и богоподобную жизнь - ведь и боги
ничего больше не потребуют от того, кто это соблюдает.
6. Глумись, глумись над собой, душа, только знай, у тебя уж не будет случая
почтить себя, потому что у каждого жизнь -
и все. Та, что у тебя, - почти уже пройдена, а ты не
совестилась перед собою и в душе других отыскивала благую свою
участь.
7. Дергает тебя что-нибудь вторгающееся извне? - Ну так дай себе досуг на то,
чтобы узнать вновь что-нибудь хорошее,
брось юлой вертеться. Правда же, остерегаться надо и другого
оборота: ведь глупец и тот, кто деянием заполнил жизнь до
изнеможения, а цели-то, куда направить все устремление, да
разом и представление, не имеет.
8. Не скоро приметишь злосчастного от невнимания к тому, что происходит в душе
другого; а те, кто не осознает движений собственной души, на злосчастие обречены.
9. О том всегда помнить, какова природа целого и какова моя, и как эта относится к
той, и какой частью какого целого является, а еще что никого нет, кто воспрещал бы и
делать, и говорить всегда сообразно природе, частью которой являешься.
10. Сравнивая погрешения, Феофраст хоть и делает это сравнение по-обыденному,
однако по-философски утверждает, что проступки, допущенные из вожделения, тяжелее
тех, что от гнева. Разве не явственно. что разгневанный отвращается от разума с некой
печалью, втайне сжимаясь; тот же, кто погрешает из вожделения, сдавшись наслаждению,
представляется