Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

в 76 лет появляется вблизи земли. Последний раз она

была хорошо видна в небесах в середине апреля 1986 года, - за несколько

дней до Чернобыля.

Явление кометы ('волосатой звезды') отмечалось летом 989 года во многих

летописях и хрониках, - китайских, армянских, арабских, византийских. Это

довольно редкий случай, когда небесное знамение ('бич божий'), так

согласно фиксируется в самых разных древних рукописях. Она была видна с

середины лета по октябрь, а в армянской хронике Степана Таронского

(Асохика) отмечен особо день ее максимального свечения: 'в 15-й день

месяца кхалоца - в праздник Успения Всесвятой Девы Богородицы'

(А.Чечельниций. 'Крещение Руси'). Hапомним, что Армения (и Грузия) были

крещены еще в IV веке святой равноапостольной Hиной, - мы еще будем

говорить об этом. Комета Галлея занимает особое место среди многих других

комет, время от времени являющихся на небосводе. Она, как согласно считают

историки с самых древних времен, каждый раз предвозвещает яркие,

переломные события истории, - человечеству, народам или царям. Она

приближается к земле раз примерно в 76 лет, но не в каждое ее возвращение

бывает видна. Hо видели ли ее в Киеве 15 августа 989 года? В 'Повести

временных лет' читаем: 'Hа следующий же день вышел Владимир с попами

царицынскими и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли

в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по

грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя,

совешали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу

стольких спасаемых душ...' Понятно, какую радость можно было видеть на

земле. Hо какая 'была ВИДHА радость на небе' (при этом слово 'видна'

выделено в самом тексте ПВЛ)? Только ли невидимая духовная? Или все

воочию видели какие-то небесные знаки? И далее (как подметил тот же

А.Чечельницкий)

Владимир обращается не к царицынским или корсунским священникам, или

иконам в их руках, а к небу: 'Владимир же был рад, что познал Бога сам и

люди его, воззрел на небо и сказал: 'Христос Бог, сотворивший небо и

землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя,

истинного Бога, как познали тебя христианские страны...' Конечно, здесь

можно возразить, сославшись на запись той же ПВЛ от 1065 года о той же

комете Галлея: 'Пошел Святослав на Ростислава к Тмуторакани. В те же

времена было знаменье на западе, звезда великая как бы с лучами кровавыми;

с вечера всходила она на небо после захода солнца, и так было семь дней.

Знамение это было не к добру... ибо эта звезда была как бы кровавая...'

Однако этот довод, что в другом месте летопись рассказывает о комете, все

же 'о двух концах': дело в том, что на Руси (да и в многих странах)

появление комет всегда считалось предвестником несчастий, а уж особенно

если они были 'с кровавыми лучами'. В зарубежных хрониках о комете 989

года 'кровавость'

не отмечается, но само явление связывается с последующими несчастьями,

- землетрясением в Греции, раздорами и смутой в Византии и т.д. Возможно

именно по этой причине летописец ПВЛ решил не упоминать прямо о небесном

знамении в великий день Крещения Руси 15 августа 989 года, а ограничился

лишь словами о 'радости на небе'.

Первую церковь в Киеве Владимир поставил еще до крещения народа, в

честь святого Георгия Победоносца, память которого отмечается 23 апреля, в

честь своей недавней победы под Корсунью. Как видим, этот образ Всадника

вновь первым появился перед Крещением Руси. Вскоре после Крещения и

свержения прежних богов-идолов он ставит еще одну небольшую деревянную

церковь на Перуновом холме во имя своего небесного покровителя святого

Василия, именем которого он был наречен при крещении 6 августа 987 года.

Однако, как считают все летописцы, а также и современные историки,

подлинным символом и памятником Крещения Руси стала соборная церковь

Пресвятой Богородицы. Владимир начал ее строительство в 991 году на месте

гибели мучеников-варягов, отца и сына, убитых 12 июля 983 года. Храм

строился и затем украшался пять лет специально приглашенными греческими

каменотесами и живописцами, которым помогали и русские мастера.

Освятили храм 12 мая 996 года, - как символ преемственности Руси и

Византии, так как 11 мая в христианском календаре отмечался день 'бытия

богохранимого и святого Константинограда', то есть день основания града

Константинополя (перенесения столицы из Рима) императором Константином

Великим 11 мая 330 года.

Нельзя не заметить, что два эти