в 76 лет появляется вблизи земли. Последний раз она
была хорошо видна в небесах в середине апреля 1986 года, - за несколько
дней до Чернобыля.
Явление кометы ('волосатой звезды') отмечалось летом 989 года во многих
летописях и хрониках, - китайских, армянских, арабских, византийских. Это
довольно редкий случай, когда небесное знамение ('бич божий'), так
согласно фиксируется в самых разных древних рукописях. Она была видна с
середины лета по октябрь, а в армянской хронике Степана Таронского
(Асохика) отмечен особо день ее максимального свечения: 'в 15-й день
месяца кхалоца - в праздник Успения Всесвятой Девы Богородицы'
(А.Чечельниций. 'Крещение Руси'). Hапомним, что Армения (и Грузия) были
крещены еще в IV веке святой равноапостольной Hиной, - мы еще будем
говорить об этом. Комета Галлея занимает особое место среди многих других
комет, время от времени являющихся на небосводе. Она, как согласно считают
историки с самых древних времен, каждый раз предвозвещает яркие,
переломные события истории, - человечеству, народам или царям. Она
приближается к земле раз примерно в 76 лет, но не в каждое ее возвращение
бывает видна. Hо видели ли ее в Киеве 15 августа 989 года? В 'Повести
временных лет' читаем: 'Hа следующий же день вышел Владимир с попами
царицынскими и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли
в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по
грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя,
совешали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу
стольких спасаемых душ...' Понятно, какую радость можно было видеть на
земле. Hо какая 'была ВИДHА радость на небе' (при этом слово 'видна'
выделено в самом тексте ПВЛ)? Только ли невидимая духовная? Или все
воочию видели какие-то небесные знаки? И далее (как подметил тот же
А.Чечельницкий)
Владимир обращается не к царицынским или корсунским священникам, или
иконам в их руках, а к небу: 'Владимир же был рад, что познал Бога сам и
люди его, воззрел на небо и сказал: 'Христос Бог, сотворивший небо и
землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя,
истинного Бога, как познали тебя христианские страны...' Конечно, здесь
можно возразить, сославшись на запись той же ПВЛ от 1065 года о той же
комете Галлея: 'Пошел Святослав на Ростислава к Тмуторакани. В те же
времена было знаменье на западе, звезда великая как бы с лучами кровавыми;
с вечера всходила она на небо после захода солнца, и так было семь дней.
Знамение это было не к добру... ибо эта звезда была как бы кровавая...'
Однако этот довод, что в другом месте летопись рассказывает о комете, все
же 'о двух концах': дело в том, что на Руси (да и в многих странах)
появление комет всегда считалось предвестником несчастий, а уж особенно
если они были 'с кровавыми лучами'. В зарубежных хрониках о комете 989
года 'кровавость'
не отмечается, но само явление связывается с последующими несчастьями,
- землетрясением в Греции, раздорами и смутой в Византии и т.д. Возможно
именно по этой причине летописец ПВЛ решил не упоминать прямо о небесном
знамении в великий день Крещения Руси 15 августа 989 года, а ограничился
лишь словами о 'радости на небе'.
Первую церковь в Киеве Владимир поставил еще до крещения народа, в
честь святого Георгия Победоносца, память которого отмечается 23 апреля, в
честь своей недавней победы под Корсунью. Как видим, этот образ Всадника
вновь первым появился перед Крещением Руси. Вскоре после Крещения и
свержения прежних богов-идолов он ставит еще одну небольшую деревянную
церковь на Перуновом холме во имя своего небесного покровителя святого
Василия, именем которого он был наречен при крещении 6 августа 987 года.
Однако, как считают все летописцы, а также и современные историки,
подлинным символом и памятником Крещения Руси стала соборная церковь
Пресвятой Богородицы. Владимир начал ее строительство в 991 году на месте
гибели мучеников-варягов, отца и сына, убитых 12 июля 983 года. Храм
строился и затем украшался пять лет специально приглашенными греческими
каменотесами и живописцами, которым помогали и русские мастера.
Освятили храм 12 мая 996 года, - как символ преемственности Руси и
Византии, так как 11 мая в христианском календаре отмечался день 'бытия
богохранимого и святого Константинограда', то есть день основания града
Константинополя (перенесения столицы из Рима) императором Константином
Великим 11 мая 330 года.
Нельзя не заметить, что два эти