того часа и на всю жизнь запомнил, что его благословили силы небесные.
О.А. Платонов в своей книге сообщает, что Григорий был вообще слаб
здоровьем, долго страдал недержанием мочи; с 15 до 28 лет мучала его
каждую весну бессонница, - по его собственным воспоминаниям, он вообще не
спал, лишь ненадолго забывался, грезил почти наяву. В гороскопе рождения
(на 10.1.1870) есть сильные указания на все это. К тому же, если
вспомнить, что имя Григорий означает 'бодрствующий', то, значит, имя ему
дали точно.
Выздоровев, он размышляет над своим видением, убирая в хлеву или кормя
птицу. В конюшне разговаривает с лошадьми, как с людьми, и уверен, - его
понимают. Когда у кого-нибудь из соседей пропадает лошадь, он не
задумываясь называет вора и место, где тот спрятал украденное. В округе
пошла слава о мальчишке-ясновидце.
Он же тянется к странникам, старцам, кого называют 'божьими людьми', -
они частенько проходят своими дальними дорогами и через Покровское, и
бывают на постое в их избе. Он надоедает родителям разговорами о том, что
Бог зовет его странствовать по белу свету. В конце концов отец
благословляет его. В странствиях, в возрасте 19 лет, он встречает в
Алабатске в церкви на празднике Прасковью Дубровину и скоро женится на
ней. Однако их первенец скоро умирает, и эта потеря потрясла Григория, -
Господь предал его! Он начинает прожигать жизнь в кабаках, скандалах и
разбоях. В 1892 году на деревенском сходе его приговаривают к высылке на
год. Он уходит пешком в Верхотурьевский монастырь, в четырехстах
километрах северо-западнее Покровского. Там обучается грамоте, Священному
писанию и многому еще у знаменитого в тех краях старца-отшельника Макара.
Тот говорит ему через год, что спасение он может найти только в скитаниях.
Григорий становится дальним странником. В 1893 году он со своим другом
Дмитрием Печоркиным отправляется в Грецию, в горы Македонии, в
православные монастыри. Вернувшись в Россию, Распутин три года знакомится
с Троице-Сергиевой лаврой в Киеве, Соловками, Валаамом, Оптиной пустынью,
Ниловым монастырем и другими святыми местами и чудесами православной
церкви. Но каждое лето приезжает в Покровское, к жене Прасковье, ведет там
нормальную деревенскую жизнь. Рождаются дети: Дмитрий в 1895-м, Матрена в
1898-м, Варвара в 1900-м.
Тогда же он начинает лечить людей, заниматься целительством -
получается!
Воодушевленный, он арендует дом рядом с отцовским, расширяет погреб,
превращает его в часовенку.
Здесь и начинается его слава, и громкая, и дурная. Его собрания
посещают и женщины, и мужчины, - 'братья и сестры'. После чтений Нового
Завета нередко отправляются в баню, все вместе. Хлещутся вениками,
разгоняют кровь; потом утоляют страсть на скамьях и полу, восхваляя Бога
за удовольствие, которое он так щедро дарует своим ничтожным созданиям.
Распущенность прихожан и конкуренция, которую составляет Григорий местному
батюшке Петру Остроумову, понуждают его в 1901 году отправить донесение
епископу Тобольскому Антонию. Он обвиняет Распутина в воссоздании секты
хлыстунов, которая была запрещена еще в XVII веке патриархом Никоном.
Антоний приезжает в Покровское с инспекцией, но доказательств оргий не
находят. Тем не менее дело отправляется в архив, чтобы, если жалобы
повторятся, отправить бумаги в высшие инстанции в столицу. А секта
Распутина расширяется и укрепляется. Григорий учит свою паству, что
Господь любит только тех, кто, познав грех, очищается от него. Это
соответствует его темпераменту. Назревает еще одно дело. Распутин
предпочитает тихо скрыться и отправляется в новые странствиям. Сначала
Киев, потом Казань, где расположена была одна из 4-х духовных академий
России. Там он производит впечатление своими знаниями, красноречием, даром
целительства и прорицаниями; с другой стороны, и в Казани он не был
скромником, - 'на бабах ездил', как говорили потом. Это было, наверное,
известно духовным лицам академии, но они тогда закрывают на это глаза и
советуют ему отправиться в духовную академию в Санкт-Петербург, и дают
рекомендательное письмо лично к архимандриту Феофану, называют его в
письме старцем, убежденным и ясновидящим. Нет сомнений, что все это было в
Распутине.
Вот такой тридцатитрехлетний старец Григорий приезжает весной 1903 года
в Санкт-Петербург.
Сила Григория, стихийная сила древних волхвов, покоряла людей; ее
чувствовали все, кто общался с ним, и большинство попадало под обаяние и
влияние этой силы.
В первом доме (личность) его гороскопа в соединении