народа и всеобщем ликовании въехал в Москву, вошел в Кремль. 29
(по книге Иловайского - 21) июня Лжедмитрий I короновался в Успенском
соборе, согласно всем русским обычаям и церемониям, - это важно
подчеркнуть, что он был помазан на царство в полном соответствии со всеми
законами России, и с того дня являлся ее законным царем, - кто бы он ни
был на самом деле. Hедолгое его правление все историки описывают как
полезное и благодетельное для России, но явно на польский манер. Известно,
что он предпринял также ряд крупных дипломатических акций для союза с
европейскими монархиями против Турции; римский папа Павел V одобрял его
инициативы и написал ему несколько писем, увещевая также вернуться в
католическое вероисповедание. Образ жизни новый государь вел веселый, даже
разгульный. Менее чем за год он потратил на увеселения огромные деньги из
московской казны. Известный историк XIX века, упомянутый ранее
Д.Иловайский в 'Hовой династии' писал: 'Hо в чем особенно сказались
крайняя распущенность и легкомыслие сего польского исчадия, так это в
необузданном любострастии... Самые монастыри не были пощажены, многие
молодые монахини впали в число его жертв.
Говорят, после смерти Лжедмитрия оказалось до тридцати женщин, которые
по его вине готовились сделаться матерями...' Это за неполный год, до
приезда невесты, Марии Мнишек. Если это правда, то, по скромным подсчетам,
в начале ХХ века в городах России могли жить до тридцати тысяч потомков
Лжедмитрия...
Как он выглядел? Описания оставили многие современники; одно из
подробных - французский наемник, капитан Жак Маржерет:
'Ему было лет около двадцати пяти; бороды совсем не имел, был среднего
роста, с сильными и жилистыми членами, смугл лицом; у него была бородавка
около носа, под правым глазом (по другим свидетельствам - еще одна на
лбу); был ловок, большого ума, был милосерден, вспыльчив, но отходчив,
щедр; наконец, был государем, любившим честь и имевшим к ней уважение'. Он
быстро и, похоже, успешно начал наводить порядок: для чиновников весьма
суровый (против взяток); для купцов, ремесленников и прочих людей дела, и
для всех иноземцев - весьма либеральный; отменил многие церемонии, правил
просто. В несколько месяцев Россия начала оправляться от страшных лет
голода и чумы. Однако он же наводнил Москву поляками и чуть не
демонстративно нарушал вековые обычаи русских царей. Конрад Буссов
приводит среди этих нарушений: не отдыхал после обеда; почти никогда не
осенял себя крестом и не дозволял опрыскивать святой водой; ходил по
городу без церемоний, а иногда и один, - так что даже не знали, где он; на
богомолья ехал не в карете, а скакал верхом, да еще на самом резвом коне;
рисковал на охоте и отказывался от помощи бояр; предпочитал польские
блюда. Вскоре новому государю стали строить козни, распускать о нем слухи,
- не русский! Заговор был раскрыт.
Виновных стрельцов отдали их невиновным товарищам на растерзание (
такого способа казни в Москве еще не было); главу заговора, старого лиса
Василия Шуйского, приговорили к смерти, однако отходчивый государь простил
его, - себе на погибель... Вроде бы все примирились с новым царем.
1 мая 1606 года в Москву прибыла царская невеста, Мария Мнишек, - ее
встречали десятки тысяч человек, специально одетых для этой церемонии.
Hевеста ехала в карете, запряженной восемью лошадьми, серых в яблоках, с
выкрашенными в красный цвет гривами и хвостами; за ее каретой следовали
десятки карет фрейлин невесты и польских гостей. Их сопровождали 300
польских гайдуков в невиданных на Руси латах, в полном вооружении; всего
же прибыло до пяти тысяч поляков. Московский люд призаду-мался... Поляков
в России никогда особо не любили. Василий Шуйский начал новый заговор,
гораздо более обширный и тайный.
8 мая 1606 года состоялось бракосочетание Димитрия и польской панны
Марии Юрьевны Мнишек и в тот же день на нее был возложен венец царицы всея
Руси. Она была помазана на царство так же законно, как и самозванец.
Теперь их будущие дети становились законными наследниками российской
короны. В народе же говорили:
'Взял девку латинской веры и, не крестив ее, венчался'. Это сразу
сильно подорвало доверие к самозванцу. В Москве в то время жило около ста
тысяч человек. Поляков в те дни было примерно пять тысяч, немало!
Димитрий, похоже, потерял голову от счастья. Марине и ее свите он разрешил
ходить везде в польских платья; поляки три дня пили и начали бесчинства по
городу, - были драки, грабежи, изнасилования знатных